Отменят банковскую тайну?
В российское правительство внесен пакет «антиотмывочных» поправок в законодательство, разработанный Росфинмониторингом. Законопроект предлагает существенно расширить понятие легализации доходов, полученных преступным путем.
Среди вносимых изменений – увеличение числа финансовых операций, подлежащих обязательному контролю финразведки; предоставление банкам права отказываться от исполнения договора с вкладчиками и заемщиками, которое вызывает сомнение; введение новой статьи в УК, карающей перечисление за границу средств по подложным документам. Однако в предпринимательском сообществе наибольшее беспокойство вызывает возможное расширение полномочий налоговых органов по приостановлению банковских счетов, а также фактически полная отмена для налоговиков банковской тайны.
Изменения вносятся более чем в десять российских законов, Налоговый, Уголовный кодексы, а также Кодекс об административных правонарушениях. В частности, предлагается изменить само понятие легализации. Если законопроект будет принят, к отмыванию доходов будут относиться: невозвращение из-за границы валютных средств, уклонение от уплаты таможенных или налоговых платежей, неисполнение обязанностей налогового агента, а также сокрытие денежных средств и имущества компании, за счет которых должно производиться взыскание налогов.
Кроме того, авторы законопроекта предлагают снизить уголовную ответственность за легализацию, но расширить ее применение, уменьшив в десять раз сумму (с 6 млн. до 600 тыс. рублей), после которого операции по легализации преступных доходов будут относиться к преступлению, совершенному в крупном размере. Появится новое понятие – легализация доходов в особо крупном размере. К ней разработчики относят нарушения законодательства о легализации на сумму более 6 млн. рублей.
Еще одна новация касается расширения полномочий налоговых органов. Предлагается обязать банки сообщать налоговикам по их запросу в течение трех дней информацию о наличии счетов и вкладов, об остатках денежных средств на них и давать выписки по операциям с ними компаний, индивидуальных предпринимателей и граждан. Сейчас налоговики имеют право получать информацию только о наличии счетов, а выписки по операциям со счетами могут получать исключительно в отношении компаний и индивидуальных предпринимателей. Одновременно вносятся изменения в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», которые дают возможность через суд снимать режим банковской тайны. При этом служащим банков запретят разглашать сведения о фактах предоставления информации следствию.
Предприниматели крайне негативно оценивают предложенные новации. «Очевидно, что вносимые в законодательство поправки осложнят жизнь налогоплательщикам и лицам, ведущим предпринимательскую деятельность. С точки зрения конкурентоспособности с другими странами, со странами Британского Содружества, Европейского Союза, других экономик эти поправки вносят еще более трудоемкие, неудобные и рискованные процедуры по налоговому и финансовому контролю. Устанавливаются требования к юридическим и физическим лицам по предоставлению различного рода информации, перечень которой не очень четко определен, при этом основания для истребования документов более чем неочевидны и необъективны, – говорит вице-президент «Деловой России» Александр Осипов. – Самое главное, что в законопроекте заложен ряд рисков по важнейшим операциям. Например, приостановление операций по счетам по ряду совершенно не обоснованных причин. Мы знаем, что эти полномочия часто используются совершенно немотивированно, зачастую ошибочно и нередко с желанием злоупотребить правом. Такие меры неоднократно применялись к добросовестным налогоплательщикам, являлись способом и рейдерства, и вымогательства».
С этими словами согласны другие предприниматели. В результате изменений могут пострадать в первую очередь добросовестные налогоплательщики. «В законе существенный акцент сделан на подконтрольность и прозрачность инвестиций и расчетов, однако не нашлось места гарантиям и защите прав инвесторов и законопослушных налогоплательщиков. То есть новые обязанности им, как и прочим, уже собираются вменять, а вот об их правах никто не побеспокоился. Это, может быть, и снизит несправедливую конкуренцию между честным бизнесом и теневым, но в целом не станет стимулом для того, чтобы играть по правилам»», – считает председатель правового комитета Ассоциации молодых предпринимателей России Сергей Варламов.
В настоящее время ведется дискуссия по внесенным на обсуждение изменениям. Мы обязательно проинформируем читателей «Деловой недели» о том, как будет развиваться ситуация в дальнейшем.
Дословно
Сергей Варламов, председатель правового комитета Ассоциации молодых предпринимателей России
Расширенные права ФНС по блокированию банковских счетов и электронных переводов могут стать серьезным осложнением, особенно в случае злоупотребления ими. Эта мера и сейчас оказывается порой слишком жесткой, а по проекту она может применяться не только при наличии налоговых долгов, но даже в случае ошибки почтовых работников.
Внедрение мозгов
Пожалуй, самая модная последние несколько лет в сфере автоматизации бизнеса тема CRM постепенно превращается для Рязани в актуальную. Кажется, еще немного – и местный бизнес станет стопроцентно клиентоориентированным. Тогда-то и развернется рынок CRM-решений во всю ширь. Пока же он растет в час по чайной ложке.
Для тех счастливчиков, которые до сих пор находятся в неведении, что означает вышеупомянутая нерусская аббревиатура, поясним, что такое CRM-система. Сокращенное до трех букв английское выражение Customer Relationship Management System буквально означает «система управления взаимоотношениями с клиентами».
Предназначена эта корпоративная информационная система для автоматизации стратегий взаимодействия с клиентами компании. В частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания заказчиков путем сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и совершенствования бизнес-процедур и последующего анализа результатов. Конечная цель внедрения CRM-системы – оптимизация прибыльности бизнеса при максимальном удовлетворении потребностей клиентов и повышении качества их обслуживания.
Выжить с умом
Всплеск популярности CRM-систем – не просто дань моде. В конкурентном бизнесе это инструмент выживания. «В наше время уровень владения и управления полученной информацией напрямую влияет на рост бизнеса, – рассуждает начальник отдела продаж компании «SM Systems» Лаврентий Игнатов. – Наиболее ценной является информация, связанная с клиентами. С помощью CRM-систем можно структурировать отношения с существующими и потенциальными клиентами и взаимодействовать с ними более эффективно».
«CRM-системы приобретают все большую популярность на рынке автоматизации в Рязани, так как они позволяют создать систему, где информация прозрачна для всех участников того или иного бизнес-процесса и видна полная картина взаимоотношений с клиентами», – дополняет коллегу специалист по маркетингу и рекламе компании «Промавтоматика» Майя Бочарова.
Например, совершенно банальная ситуация для любой фирмы – увольнение менеджера по продажам – может привести к потере контакта со значительной частью клиентов, что весьма ощутимо для небольшой компании. Для предупреждения подобных рисков требуется провести комплекс мероприятий, основой которых разумно сделать внедрение CRM-системы. Она заполняет пробелы в обслуживании клиентов, позволяет контролировать (регламентировать) не только процесс продаж, но и все бизнес-процессы внутри предприятия, так или иначе связанные с понятиями «клиент» или «заказ».
Другими ключевыми проблемами управления отделом продаж, по мнению Лаврентия Игнатова, являются: «Непрозрачность работы менеджеров, потеря информации о заказах и отгрузках при передаче информации, конфликты на основе неопределенности кураторства клиентов, отсутствие четкого понимания ситуации состояния заказов, аналитики по потенциальным и реальным клиентам, а также истории взаимоотношений с клиентами. Все эти проблемы как раз и решаются при помощи CRM-систем».
Там, за облаками
С каждым годом в Рязани появляется все больше организаций, предлагающих услугу по созданию и внедрению CRM-систем в виде программного обеспечения. Основные игроки на рынке – это франчайзи 1С. «Программ, относящихся к семейству CRM-систем, сейчас множество, – констатирует Майя Бочарова. – Хочется выделить разработку фирмы «1С» – «1С:CRM». Этот программный продукт позволяет организовать эффективную работу отделов продаж, маркетинга, сервисного обслуживания на всех этапах взаимодействия с клиентами». В свою очередь, компания «Седна Сервис», по словам ее технического директора Константина Бабанина, внедрила собственную разработанную CRM-систему для внутренней автоматизации бизнес-процессов по взаимодействию с клиентами. «Лидером в области CRM-решений несомненно является продукт 1С:Предприятие 8.CRM, разработанный компанией 1С-Рарус, – считает наш собеседник. – Продукт поставляется в четырех версиях и имеет разнообразный набор функций, способный удовлетворить различных заказчиков. Одним из плюсов продукта является его возможность интегрироваться в другие программные продукты семейства 1С».
Современные CRM-системы предоставляют возможность интеграции с большинством унаследованных приложений (например, торговых или производственных систем, отраслевых решений). Обмен данными с бухгалтерской системой позволяет передавать в бухгалтерию информацию о выставленных счетах, а из бухгалтерской программы получать данные об оплатах и отгрузках.
Действительно, включение CRM-системы в счета имеет много преимуществ. Например, продавцы не будут тратить время, пытаясь продать новую продукцию заказчику, который никак не оплатит выставленные ему счета за последние полгода. Точно так же и клерк банка не потревожит клиента по поводу тысячерублевого счета за день до подписания с ним контракта на несколько миллионов.
Не рекомендуют аналитики рынка забывать и про популярные облачные решения – к примеру, украинский Terrasoft CRM и российский «Мегаплан». Для специалистов бизнес «в облаке» – хорошо известное явление. Впрочем, «облачные» технологии, как и другие способы удаленной работы через Интернет, приживаются в Рязани с трудом. Видимо, сказывается специфика «глубинки». Подавляющее большинство рязанских руководителей считает, что лучше вести бухгалтерию на собственном сервере и содержать штат специалистов – системных администраторов и программистов, хотя опыт столичных предприятий ясно показывает экономичность и эффективность применения «облачных» технологий. «Облачные CRM – решения достаточно надежные, поскольку отражают систематический подход к управлению жизненным циклом клиента», – отмечает Майя Бочарова.
«Несмотря на усилия по продвижению на рынок «облачных» решений и их плюсы, присутствует огромный минус на пути их внедрения – доверие компаний к таким технологиям и прежде всего к конфиденциальности данных», – подчеркивает Лаврентий Игнатов. «Действительно, в этом случае ваши данные хранятся не у вас, – подтверждает бизнес-аналитик ООО «БизнесИнтерСофт» Александр Харьков. – И третьи лица (к примеру, налоговые и правоохранительные органы) могут получить без вашего ведома доступ к важной информации. Отказоустойчивость же сервера, который расположен в дата-центре, гораздо выше, чем у сервера, который стоит у вас в офисе, а шанс потери данных намного ниже. «Облачные» решения пользуются спросом, потому что предприниматели, стремясь оптимизировать свой бизнес – снизить издержки, удержать клиентов, – в первую очередь смотрят на CRM. Такие решения очень дешевы, их легко внедрить, да и сотрудников обучить работе с ними несложно».
На готовенькое!
Однако CRM-система – это не только программный продукт. «При внедрении CRM-решения c большинством базовых задач компании достаточно типовых возможностей по настройке программы в режиме пользователя без существенного изменения (программирования) типовой конфигурации CRM, – разъясняет Майя Бочарова. – При необходимости для решения индивидуальных специфических потребностей компании можно вносить изменения в типовую конфигурацию (кроме базовых версий). Если изменений много, то такие работы лучше выполнять по проектной технологии (с составлением подробного технического задания)». Одним из инструментов успешного внедрения является документирование работ, что обеспечивает контролируемость и своевременное управление проектом. Не существует двух одинаковых проектов, да и сам проект имеет свой жизненный цикл и развитие, поэтому каждое внедрение реализуется индивидуально.
Эксперты рынка отмечают принципиальную популярность среди рязанских заказчиков готовых решений. «Коробочный софт – это готовое, настраиваемое решение, которое подходит большинству организаций, – поясняет Лаврентий Игнатов. – В нашей практике в большинстве случаев используются именно готовые решения, потому что цены на другие продукты и их внедрение для многих компаний весьма высоки. У заказного софта есть свои преимущества, но в то же время стоит вопрос о его развитии вместе с развитием компании. Мировая практика показывает, что в итоге организация приходит к необходимости внедрения предлагаемых на рынке решений от известных производителей».
Следует отметить, что расходы на внедрение CRM-решений для организаций складываются не только из стоимости закупаемого тиражируемого ПО (которая зависит от количества рабочих мест), но и от стоимости услуг на его внедрение и сопровождение. В эти услуги входят расходы на бизнес-консультирование относительно построения процессов взаимоотношений с клиентами; стоимость внедрения системы, которая зависит от глубины ее необходимой адаптации к бизнес-процессам компании; стоимость технической поддержки, которая обычно вычисляется как процент от стоимости программного обеспечения; стоимость обучения работе с системой. В среднем около 1/3 приходится на программное обеспечение и 2/3 – на ИТ-услуги.
CRM-заблуждение
Продукты продуктами, но не это главное на рассматриваемом сегменте рынка. Выражая консолидированное мнение игроков, Александр Харьков призывает заказчиков понять, что CRM – это не программа, а концепция, соответствующая высококонкурентному состоянию рынка и ориентирующаяся на клиентоориентированность. «Нередко компании внедряют не концепцию, а ПО, реализующее часть ее функционала, или, что еще хуже, SFA (Sales Force Automation), которая к CRM вообще не имеет отношения, представляет собой программу, которая помогает работать продавцам. В результате, по оптимистичной оценке Gartner Group (исследовательской компании, которая специализируется на рынке информационных технологий), 42% лицензий на использование CRM-решений так и не находят в бизнесе никакого применения. Лицензии покупаются, но их внедрение проваливается. Участники рынка вместо того, чтобы внедрять концепцию клиентоориентированности, пытаются внедрить ПО, которое реализует лишь часть этой концепции».
Как правило, у руководства фирмы всегда благие намерения. Жаль, не всегда хватает понимания, что такое CRM-решение на практике. Да и пресловутый человеческий фактор противодействует: при работе с CRM-системой необходимо добиться от сотрудников компании обязательности в фиксировании всей информации, связанной с клиентами, что, оказывается, сделать крайне трудно.
«Директор или собственник чаще всего думает так: вот внедрю CRM, и качество обслуживания клиентов сразу повысится, – продолжает Александр Харьков. – Но менеджеры от этого, к примеру, не перестанут хамить по телефону. Проблема и CRM, и в целом автоматизации бизнеса, глубокая, ее нельзя свести к тому, что есть хорошие и есть плохие решения, кто-то правильно внедряет, кто-то нет. Сначала нужно поменять подходы, а потом внедрять CRM-систему, а не наоборот. Если у вас есть программа, которая автоматизирует то, чего нет, то логика подсказывает, что такие попытки тщетны».
Тем не менее, если традиционно рассматривать рязанский рынок ПО как отстающий на какое-то количество лет от западного, то CRM будет внедряться чем дальше, тем больше. И выйти на этот рынок достаточно просто, особенно с «облачным» решением. В Интернете уже сейчас можно найти десятки решений, которые отличаются разве что дизайном и громкостью имени разработчика. Вот только в штате игроков рынка, видимо, потребуются менеджеры по продвижению продуктов CRM с блестящим знанием психологии и недюжинными способностями донести до заказчика, что руководителю и персоналу прежде всего нужно осознать и принять концепцию клиентоориентированности. И только потом с большой пользой для бизнеса внедрять CRM-решения.
Мнение эксперта
Константин Бабанин, технический директор компании «Седна Сервис»
Надежность облачных технологий уже не ставится под сомнение и в целом зависит от качества интернет-канала связи и поставщика данных услуг. На надежность самого программного продукта не влияет то, какой из них используется по SaaS-технологии.
Мнение эксперта
Лаврентий Игнатов, начальник отдела продаж компании «SM Systems»
CRM-система позволяет значительно сократить затраты на привлечение новых и удержание имеющихся клиентов. Удобное управление информацией о клиентах, которая хранится в единой базе, обеспечит полное понимание и прозрачность процесса продаж всеми сотрудниками компании.
Мнение эксперта
Александр Харьков, бизнес-аналитик ООО «БизнесИнтерСофт»
Если рассматривать CRM как ПО, реализующее концепцию, то это, в первую очередь, информационная система, а уже потом – система хранения данных. Ее основная задача – вовремя предоставлять влияющую на принятие решений информацию, для того чтобы сделать клиента более лояльным и удержать его.
Мнение эксперта
Майя Бочарова, специалист по маркетингу и рекламе компании «Промавтоматика»
Сейчас предприятия стараются автоматизировать бизнес-процессы, развивать клиентоориентированный подход, поэтому отдают предпочтения именно CRM-системам.
Рязанская динамика
В соответствии с данными Министерства регионального развития РФ, Рязанская область поднялась с 22-го на 11-е место по показателям динамики уровня эффективности деятельности органов исполнительной власти. Об этом RZN.info сообщили в Минпечати региона.
Рязанская область демонстрирует существенный рост положительной динамики по всем показателям, что по комплексной оценке данных позволяет региону занять 53-е место среди всех регионов РФ. В частности, объем валового регионального продукта на душу населения в 2011 году к уровню 2010 года увеличился на 116,7%, что соответствует 52-му месту по РФ. По объему инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) регион занял 54-е место по России: в расчете на одного человека он увеличился с 13,7 тыс. рублей до 16,9 тысячи. Рост к уровню 2010 года составил 123,6%.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сфере экономики Рязанской области в 2011 году, составила 18 461,5 рублей, или 111,9% к уровню 2010 года (50-е место по России). В сфере жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства регион занимает 44-е место в России, по динамике – 5-е место.
По показателю удовлетворенности населения Рязанской области качеством предоставления медицинских услуг, а также услуг в сфере образования регион занимает 55-е место, а по динамике – 13-е место за счет снижения доли неэффективных расходов в отрасли.
По мнению временно исполняющего обязанности губернатора Рязанской области Олега Ковалева, на данном этапе показатель динамики – самый главный. «Если мы сохраним такие темпы и увеличим их, регион сможет выйти из проблемной зоны, и результаты будут более заметны для людей. Наша задача – войти в двадцатку-тридцатку регионов по абсолютным показателям. По большинству показателей за последние несколько лет мы достигли середины условной таблицы, а выбирались с 70-80-х мест», – заявил глава региона.
Поможем НКО
Участники заседания регионального правительства рассмотрели и утвердили законопроект «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Рязанской области». Заседание состоялось во вторник, 4 сентября, сообщил сайт областного правительства.
Законопроект предусматривает предоставление финансовой, имущественной, консультативной, информационной поддержки, а также оказание помощи в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников социально ориентированных некоммерческих организаций и льгот по уплате транспортного налога и налога на имущество.
По словам главы региона Олега Ковалева, это крайне важный закон для установления более цивилизованных отношений между органами государственной власти и некоммерческими организациями, имеющими социальную направленность. Обращаясь к председателю областной Думы Аркадию Фомину, Олег Ковалев заявил о необходимости широкого обсуждения законопроекта с привлечением общественности, членов социально ориентированных организаций. «Закон должен быть по-настоящему рабочим, поэтому его принятие должно быть открытым и публичным», – подчеркнул глава региона.