Официальный сайт бизнес- еженедельника "Деловая Неделя" www.dn62.ru

для тех, кто умеет зарабатывать и тратить

 
Обзор рынка

Комплекс полноценности

Комплекс полноценности

Пока существует человек неразумный, он будет одержим искушением взять чужое. Пока здравствует и размножается класс собственников, они будут всеми силами сохранять нажитое непосильным трудом. Поэтому трудно представить время, когда люди перестанут тратить деньги на защиту своего имущества. С развитием же научно-технического прогресса системы безопасности становятся все изощреннее…

Есть такие сферы высоких технологий, инвестирование которых – не стратегический шаг, рассчитанный на десятилетия вперед, а ежедневная объективная необходимость. Яркий тому пример – это системы безопасности. Вряд ли стоит объяснять причины необходимости постоянного инвестирования этой отрасли: чем выше уровень используемых компанией высокотехнологичных продуктов, тем сложнее их контролировать и тем больше внимания приходится уделять безопасности.

Постепенно на смену сторожам и лицензированным охранникам (или им на помощь) приходят различные технические средства и системы безопасности. В частности, они позволяют уменьшить влияние далеко не всегда супернадежного «человеческого фактора».

Составные части

Обеспечение безопасности включает в себя комплекс мер, направленных на защиту от различных угроз. Этот рынок условно можно разделить на следующие основные сегменты:

– пожарная сигнализация;

– охранная сигнализация;

– системы контроля и управления доступом (СКУД);

– интегрированные (комплексные) системы безопасности (ИСБ);

– автоматизированные системы жизнеобеспечения и безопасности (системы «интеллектуального дома»);

– телевизионные системы наблюдения.

По информации рязанских экспертов, наибольшим спросом у частников пользуется видеонаблюдение; у владельцев офисных зданий – пожарно-охранные системы, видеонаблюдение, СКУД; у руководства крупных торговых центров и производственных площадок к перечисленному добавляются системы пожаротушения. Участники рынка отмечают, что предприятия гораздо чаще граждан обращаются к их услугам.

Обычно клиентам требуется от профильных фирм установка систем пожарно-охранной сигнализации. Это и понятно: по части пожарной безопасности российское законодательство предъявляет к руководителям организаций вполне конкретные и строгие требования. Так, на объектах (в магазине, офисе, на промышленном предприятии и т.д.) должны быть созданы условия, обеспечивающие пожарную безопасность, возможность обнаружения очага возгорания на ранней стадии, а также оповещения персонала о факте возгорания и для управления эвакуацией. Сюда включаются архитектурно-строительные решения, направленные на повышение пожарной безопасности, создание систем пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения и систем оповещения о пожаре.

За популярными системами пожарной сигнализации и пожаротушения следуют системы контроля удаленного доступа. Последние являются одной из важных составляющих современных программ безопасности объектов. Растущий интерес заказчиков к СКУД обусловлен тем, что контроль доступа считается фундаментальным понятием процесса обеспечения безопасности. Любая система, предназначенная для защиты объекта от угроз, связанных с действиями человека, техногенных или природных сил, должна идентифицировать человека по принципу «свой/чужой» или по уровню доступа для защиты как объекта от проникновения посторонних лиц, так и работника – от опасных факторов, если они есть на этом объекте.

Большая часть возможностей интеллектуального дома давно известна и замечательно функционирует в самостоятельных автоматических системах. Это и гаражные ворота, узнающие «свою» машину; и системы видеорегистрации, которые начинают видеозапись по сигналу от датчика движения; и системы контроля доступа, позволяющие надежно заблокировать злоумышленника до приезда полиции, и даже такая невиданная ранее опция, которая позволяет, подъехав к дому, лично проконтролировать происходящее на охраняемой территории, выведя на экран ноутбука или карманного компьютера изображения, поступающие с камер видеонаблюдения.
Не забудем также и то, что «умный дом» умеет самостоятельно регулировать подачу теплоносителя в систему отопления, включать и выключать освещение в зависимости от времени суток и погоды за окном, отключать телевизор, если в комнате никого нет, в случае перебоя с подачей электроэнергии – запускать свой электрогенератор. Ну и, наконец, общаться с владельцем по телефону, сообщая ему посредством SMS или приятным женским голосом обо всех достойных хозяйского внимания событиях, происходящих на подконтрольной территории.
Отдельной и важной сферой услуг остается техническое обслуживание противопожарных систем. За эту задачу берутся практически все фирмы, занимающиеся монтажными работами. Однако их качественное выполнение требует наличия штата квалифицированного инженерного персонала, а не использования «свободных» монтажников, которым в Рязани нет счета. Не обойтись также серьезной компании без контрольно-диагностического оборудования, инструмента и оперативного автотранспорта.

Всеобщее потребление

«На рынке потребность в наших услугах есть как у частного бизнеса, так и у государственных и муниципальных учреждений, – отмечает директор компании «ВидеоПроф» Оксана Фоменко. – Состояние дел весьма динамично: кроме обслуживания новых клиентов каждый год требуется обновление уже имеющихся у предприятий систем».

Рынок сильно тормозит желание потенциальных клиентов ограничиваться дешевой рабочей силой. По оценке Оксаны Фоменко, многие компании обходятся без систем безопасности, пользуясь силами охранников. Впрочем, «охранники и автоматические системы часто выполняют разные задачи, – подчеркивает директор ООО «Фирма «СтройТехЗащита» Павел Алексеев. – Например, при пожаре сотрудники должны эвакуироваться, охрана – помогать им в этом, но уж никак не лезть в огонь. Для этого существуют автоматические системы пожаротушения и пожарные».

Тем не менее, все опрошенные эксперты утверждают, что число конечных потребителей растет. Круг клиентов чрезвычайно широк – от собственника квартиры или загородного коттеджа до застройщиков и владельцев недвижимости различного назначения и форм собственности.

Наиболее перспективными средствами обеспечения комплексной безопасности объектов сейчас признаны интегрированные системы. В их состав включаются охранная и пожарная сигнализация, телевизионные системы видеоконтроля, системы контроля доступа, а также ряд дополнительных подсистем, обеспечивающих защиту от различных видов угроз. В Рязани обеспечение комплексной безопасности заказывают, как правило, крупные компании, располагающие ценным имуществом. «Заказ комплексных систем характерен для больших объектов – предприятий или торгово-офисных центров», – уточняет Павел Алексеев. Хорошо известно, что таковых в Рязани не очень много. Спрос по-прежнему рождает предложение, и потому специализированных фирм, которые предлагают разработку, монтаж и обслуживание ИСБ, в нашем городе не больше десятка. Ведь для того чтобы оказывать качественную комплексную услугу, необходимы собственный штат проектировщиков, монтажников, транспорт и немало других статей расходов.

Тенденция комплексного оказания услуг связана, по мнению Оксаны Фоменко, с возрастающей потребностью клиентов: «Заказчику выгодно работать с одной компанией, выполняющей весь спектр услуг, а специализированным фирмам интересно завязать взаимовыгодное сотрудничество со всеми клиентами на долгий период».

Конечно, современные системы безопасности недешевы, поэтому их установка – это не тот случай, где можно сэкономить, уверены игроки рынка. Больше внимания стоит обращать на качество систем, предлагаемых компаниями, потому что незначительная экономия может порой обернуться огромными потерями. Общее мнение экспертов состоит в том, что нынешний клиент стал более информированным и разборчивым (что, кстати, благо для профессионалов рынка). «Все чаще клиент ориентируется в том, что заказывает, и хорошо знает, что ему нужно», – подчеркивает Оксана Фоменко.

«ИСБ занимаются все крупные и старые участники рынка, для которых работа «под ключ» – это вопрос престижа», – убежден Павел Алексеев.

Генеральный директор ООО «Системы связи – Л» Юрий Левин отмечает интересный факт на рязанском рынке: «Развитие конкуренции привело к тому, что лидеры рынка занимаются каждый своим сектором. Мы, например, банками. В результате конкуренция не мешает качеству, и клиент остается доволен».

Что интересно, на конкуренцию совершенно не влияет появление на рынке нового оборудования. Ведь если оно начинает производиться, то его предлагают потребителям сразу все серьезные местные организации. «Мы постоянно участвуем в выставках, обучающих семинарах, – разъясняет Юрий Левин. – Тем более что поставщики практически одни и те же, соответственно, и цены – аналогичные. Кстати, все больше переключаемся на отечественных производителей, потому что российская промышленность приближается по уровню к зарубежной, а по цене отечественная продукция, безусловно, гораздо привлекательнее. По классическому сочетанию «цена-качество» наш производитель явно теснит импортного».

Мнения экспертов

Павел Алексеев, директор ООО «Фирма «СтройТехЗащита»

«Комплексные услуги на нашем рынке оказываются крупным заказчикам, которым необходимо установить все системы безопасности. В этом случае проще и надежнее иметь дело с одним – «комплексным» – подрядчиком».

Оксана Фоменко, директор компании «ВидеоПроф»

«Как обычно, на рынок серьезное влияние оказывают внешние факторы. Так, из-за кризиса многие предприятия в последние два года старались уменьшать затраты, тем самым теряя в безопасности. Сейчас же мы отмечаем тенденцию роста».

Юрий Левин, генеральный директор ООО «Системы связи – Л»

«Срок исполнения заказа для клиента – не основополагающий фактор. Если аргументированно ему объяснить, что быстро хорошо не бывает, он соглашается с оптимальными сроками для качественной работы. Почти все заказчики (в том числе и государственные) уже поняли, что дешево – это всегда плохо».

 

 

 
В центре внимания

Взрываются ли амбары?

Взрываются ли амбары?

Минфин проверяет, как работает новый закон о страховании опасных объектов, и готов пересмотреть ставки. И эксперты прогнозируют, что тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов могут пересмотреть.

Если ставки снизят, бизнесу это очень поможет. С 2012 года он платит «за аварийность» в десятки раз больше, чем раньше, и это уже прочувствовало на себе большинство рязанских предприятий, которые обязаны страховать ответственность. А ведь «отбивать» новые затраты приходится единственно возможным способом – повышая цены на продукцию. В зоне риска при этом оказываются хлебопродукты.

Министерство финансов в данный момент начало собирать информацию о том, как работает новый закон о страховании опасных объектов. В систему расчета тарифов при необходимости будут вноситься изменения, сообщили «Российской Газете» в ведомстве. Минфин обещает учитывать предложения и страховщиков, и их клиентов.

А Ростехнадзор сейчас разрабатывает новую классификацию опасных производственных объектов. Предполагается, что все они будут поделены на четыре категории в зависимости от степени риска возникновения аварии и от масштабов возможных последствий. Это тоже может повлечь за собой изменение базовых ставок, отмечают в Минфине, но при этом напоминают, что действующие тарифы, согласно букве закона, должны «проработать» не меньше года.

В России насчитывается около 336 тысяч опасных объектов. До 1 апреля их собственники должны были заключить договоры со страховщиками. Но за первые три месяца года застраховано чуть больше 30 процентов объектов, свидетельствуют данные Национального союза страховщиков ответственности (НССО).

Сами предприниматели говорят, что это слишком дорого. Особенно недовольны новыми ставками сельхозпроизводители. Недавно Российский зерновой союз обратился в Минсельхоз и НССО с просьбой пересмотреть методику расчета тарифов. По закону предприятия, у которых есть площадки для хранения и переработки продукции, обязаны заключать договор со страховщиками на каждый такой объект в отдельности, что увеличивает стоимость страховки. Раньше для аграриев это не было проблемой: тарифы были не слишком высокими и размер страховых премий составлял в среднем 10-15 тысяч рублей на одно предприятие. С нового года ситуация изменилась. Теперь сельхозпроизводители вынуждены платить в десятки, а то и в сотни раз больше. К примеру, страховой тариф для предприятий отрасли хлебопродуктов, который составлял 0,15 процента, увеличился до 0,35 процента страховой суммы. Но самое интересное, что склады напольного хранения, проще говоря, амбары, нежданно-негаданно оказались в три раза опаснее площадок для хранения и перевалки нефти и нефтепродуктов, для которых ставка была установлена на уровне 0,13 процента. В Зерновом союзе замечают, что истории неизвестны случаи взрывов пыли в амбарах, где сквозняк просто не позволяет образовать опасную смесь. Так что ставка для таких объектов, по мнению работников отрасли, могла бы быть и пониже.

Если методику расчета ставок не исправить, дополнительные затраты, которые несут аграрии, неизбежно скажутся на стоимости продукции, отмечается в обращении. То есть заплатят за все в итоге потребители.

В Национальном союзе страховщиков ответственности, в свою очередь, замечают, что выросли не только тарифы и премии, но и суммы страховок, которые выплачиваются в случае аварии. «Минимальная страховая сумма на сегодняшний день составляет 10 миллионов рублей, максимальная – 6,5 миллиарда рублей (ранее – 7 миллионов)», – напомнил начальник управления контроля и организации страховых и компенсационных выплат НССО Валерий Карпов. По его словам, очень важно, что новый закон лучше защищает интересы работников предприятий, гарантируя им полный «пакет» выплат в случае аварии. Что также значительно отразилось на суммах страховых премий.

Снизить затраты сейчас можно только в одном случае: если владелец докажет, что его предприятие представляет минимальную опасность. «При высоком уровне безопасности объекта скидка по оплате страховки может достигать 10 процентов», – уточнил В. Карпов. По его мнению, после того как будет собрана статистика о застрахованных объектах и о степени их аварийности, можно будет рассматривать и вопрос о применении иных принципов тарификации.

Страховой тариф для предприятий отрасли хлебопродуктов, который составлял 0,15 процента, увеличился до 0,35 процента страховой суммы. Но самое интересное, что склады напольного хранения, проще говоря, амбары, нежданно-негаданно оказались в три раза опаснее площадок для хранения и перевалки нефти и нефтепродуктов, для которых ставка была установлена на уровне 0,13 процента.

 
Обзор рынка

Кредит на бизнес

Кредит на бизнес

Финансирование малого и среднего бизнеса на российском кредитном рынке в последнее время набирает обороты. Растет количество банков, предлагающих свои услуги, расширяется перечень услуг. Представители малого и среднего бизнеса могут воспользоваться практически всеми существующими видами кредитования юридических лиц и финансирования бизнеса. Конечно, для этого надо соответствовать требованиям, которые банки и другие финансирующие институты предъявляют к своим клиентам.

Согласно результатам различных исследований, самым популярным банковским продуктом для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является расчетно-кассовое обслуживание, а не кредитование. Если РКО востребовано почти у 100% малых предприятий, то кредитами пользуются не более 40%. При этом почти у каждого предпринимателя порой возникает необходимость взять деньги в долг у банка, но далеко не все могут это сделать. Многие пока не отвечают нужным критериям, и жесткие требования к заемщикам, сформулированные Центральным банком России, – пожалуй, одна из главных причин отказов в выдаче кредита. А за так называемых «хороших» клиентов среди банков развернулась настоящая конкуренция, поскольку на самом деле работа в части кредитования малого и среднего бизнеса для самих финансово-кредитных учреждений является очень перспективным направлением, и многие развивают его как приоритетное. По словам заместителя начальника управления кредитования Прио-Внешторгбанка Александра Дронова, «любой банк заинтересован в развитии клиентской базы. Приоритетными для Прио-Внешторгбанка являются стабильные, эффективно работающие предприятия нашего региона».

Сегодня к услугам рязанских представителей малого и среднего бизнеса классические виды кредитования юридических лиц – экспресс-кредиты, кредиты на пополнение оборотных средств и на развитие бизнеса. Становятся доступными и такие виды услуг, как открытие кредитной линии и предоставление банковской гарантии. Конечно, подавляющее большинство банков по-прежнему не работает с кредитами на стартапы, справедливо считая их слишком рискованным продуктом, но первая ласточка и в данной сфере уже появилась.

Помимо чисто банковских услуг, малому и среднему бизнесу доступны некредитные формы заемного финансирования, например, услуги факторинга. Их предлагают как факторинговые компании, так и банки. Кроме того, в среде малого и среднего бизнеса все шире используются возможности лизинга, который нередко доступнее и выгоднее классического банковского кредита. В общем, предпринимателям в последнее время есть из чего выбирать…

Мы выбираем…

Проведенный в сентябре 2011 года Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) опрос 2 тысяч предпринимателей – представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) в восьми федеральных округах позволил выяснить, по каким признакам бизнесмены выбирают банк для получения кредита.

На первом месте – условия по кредиту (процентные ставки, срок кредита, комиссии и т.д.) – эту причину назвали 46% опрошенных, на втором – надежность банка (37%). Далее с большим отрывом идут: длительный опыт на рынке кредитования МСБ (13%), оперативность принятия решения о выдаче кредита (10%), доверительные отношения с банком, личные контакты (10%).

Такие причины выбора банка как положительные отзывы и рекомендации коллег, партнеров, знакомых (4%), соблюдение конфиденциальности информации (3%) и профессионализм менеджеров (1%) оказались в самом конце списка.

Данные опроса по группам микробизнеса, малого и среднего бизнеса в отношении критериев-лидеров практически одинаковы. Можно отметить лишь большее внимание представителей среднего бизнеса к оперативности принятия решений банком (13%), а также внимание представителей микробизнеса к выбору банка на основе положительных отзывов коллег (6%).

Особое внимание к стоимости кредита понятно – малый бизнес никогда не имел лишних и легких доходов. А вот внимание к устойчивости банка-партнера возможно объяснить, если вспомнить обязательное требование подавляющего большинства банков о переводе оборотов и вносе всей выручки на счет в кредитующем предприятие банке. В случае возникновения у банка серьезных проблем придется срочно переводить все обороты в другой банк, что само по себе может создать немалые проблемы для бизнеса. Но и в случае суммы кредита меньшей, чем остаток на расчетном счете предприятия, бизнесмен рискует получить лишь малую долю своих денежных средств из рук банковской ликвидационной комиссии.

Банки, как мы уже сказали, заинтересованы в надежных заемщиках и стараются привлечь их низкими процентными ставками, предоставлением льгот по другим видам обслуживания. Многие переходят на круглосуточное обслуживание, предлагают новейшие технологии и т.д. и т.п. Кстати, именно улучшение сервиса, по мнению наших экспертов, и является сегодня самым важным конкурентным преимуществом банка. Вот что говорит управляющий Рязанским филиалом Пробизнесбанка Матвей Уманский: «Конкуренция по цене является одним из самых дорогих и «непрочных» факторов конкуренции. Основные баталии в 2011 году шли по скорости предоставления средств и индивидуальному подходу. Пробизнесбанк добился здесь успехов, теперь «держим курс» на удовлетворение потребностей клиента, на клиента, который доволен банком».

…нас выбирают

Надо отметить, что сегмент малого и среднего бизнеса для банков является специфичным направлением, довольно сильно отличающимся от работы с крупным бизнесом. По словам заместителя управляющего филиалом банка ВТБ в Рязани Александра Кудинова, «в основе процесса кредитования любой компании от малого до крупного бизнеса находится анализ финансового состояния потенциального заемщика. По его результатам банк должен ответить себе на вопрос о возможности предприятия в будущем не только оплачивать текущие расходы за пользование денежными средствами, но и возвратить в полном объеме и точно в срок полученный кредит. Отличия в данном случае могут быть в сумме принимаемых рисков. Конечно же, на компанию крупного бизнеса объемы кредитования значительно превышают объемы кредитных рисков, принимаемых на региональные компании. Кредитование крупного бизнеса отличается по уровню полномочий принимаемых решений, как правило, это коллегиальные органы головных кредитных институтов. Подходы к работе с крупным бизнесом имеют свои особенности. В большинстве своем на компании крупного бизнеса устанавливаются кредитные лимиты с фиксированными основными условиями сотрудничества на определенный период, в том числе и по документарным операциям. Региональные компании, в основном, финансируются в рамках отдельных кредитных сделок, решениями территориальных подразделений».

Надо отметить, что требования банков, предъявляемые к заемщикам – предпринимателям, в последнее время стали очень гибкими. Все чаще банки индивидуально относятся к своим клиентам, модифицируя классические продукты под конкретного заемщика с учетом специфики его бизнеса, оборотов и т.д. В результате получается адаптированный продукт, который удобен как самому клиенту, так и банку, который таким образом снижает свои риски. Но, тем не менее, есть ряд критериев, которые являются практически стандартными у всех банков. Изучив предложения ведущих кредитных учреждений, работающих в Рязанском регионе, их несложно вычислить. Во-первых, это нахождение бизнеса в регионе работы подразделения банка, срок работы бизнеса 1 год и более. Во-вторых, наличие работающего бизнеса без проблем с платежами в бюджет и бюджетные фонды. В-третьих, предоставление личных поручительств владельцами бизнеса и залога имущества с его последующим страхованием.

А вот процентные ставки банки определяют обычно индивидуально, с учетом финансового положения заемщика, обеспечения кредита, кредитной истории. Реальный размер процентных ставок может находиться в очень широких пределах – от 12% годовых до 25% и более. При этом ряд банков до сих пор берет различные комиссии за рассмотрение кредитной заявки, открытие ссудного счета, выдачу кредита и т.п.

Лидеры рынка готовы по условиям некоторых кредитных программ предоставлять кредиты без обеспечения. Однако суммы по таким кредитам невелики, процентные ставки выше, сроки кредитования – максимум до 1 года. Заметно, что чем быстрее скорость принятия банком решения по кредитной заявке и меньше необходимое количество документов, тем кредит для предпринимателя обойдется дороже.

Что является самой распространенной причиной отказа в выдаче кредита? С этим вопросом мы обратились к нашим экспертам. Александр Дронов называет три критерия: «Негативная кредитная история клиента, отсутствие необходимого залогового обеспечения, а также несопоставимость суммы запрашиваемого кредита с финансовыми показателями деятельности клиента».

Кстати, в целях облегчения для клиента подготовки немалого объема документов для получения кредита ряд банков практикует оказание помощи в структурировании бизнеса клиента. Это позволяет заемщику как подогнать некоторые параметры своего бизнеса под стандартные требования банка, так и повысить прозрачность своего бизнеса для банка-партнера. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», такие услуги оказывают 28% российских банков.

Лидеры рынка

Расстановка сил на рынке кредитования МСБ не изменилась. По данным агентства РБК.Рейтинг Сбербанк является крупнейшим игроком рынка с большим отрывом от других участников как по объему портфеля, так и по объему выданных кредитов. Однако во 2-м полугодии 2011 года частные банки наращивали свои кредитные портфели гораздо активнее лидера рынка.

Вот как выглядит девятка лидеров в данном сегменте банковских продуктов: Сбербанк, «Уралсиб», ВТБ24, «Возрождение», Банк Интеза, Юниаструм Банк, Промсвязьбанк, Транскапиталбанк, Инвестторгбанк, «Ак Барс». Большинство из них работают и в Рязанской области.

Практически все эти банки предлагают предпринимателям практически полный перечень кредитных продуктов, исключая разве что кредитование стартапов. Лишь Сбербанк, являясь бесспорным лидером, еще в прошлом году запустил пилотный проект «Кредит «Бизнес-старт» на открытие своего бизнеса по программе франчайзинга. Кредит предоставляется под начало бизнеса в сфере торговли и услуг – магазин, салон красоты, фитнес-клуб, кафе и т.д. Его условия выглядят, на первый взгляд, очень привлекательно. Сумма – до 3 миллионов рублей, срок – до 3,5 лет, ставка – от 17,5% годовых. Кроме того, банк обещает любую консультационную помощь, а также возможность бесплатно изучить курс «Основы предпринимательской деятельности».

Конечно, такие проекты могут себе позволить лишь очень крупные банки. Остальные пока не рискуют давать деньги начинающим предпринимателям. Как говорит Матвей Уманский, «мы готовы дать деньги на развитие бизнеса. Допустим, есть сложившееся предприятие, которое торгует текстилем из Турции или шубами из Греции – не важно. Собственники хотят развивать новое направление (предположим, сами решили открыть швейный цех). При условии сохранения существующего бизнеса и достаточных финансовых средств для погашения долга по кредиту мы готовы рассматривать заявку клиента. А вот давать кредит человеку, который не является профессионалом в том деле, которое собирается открывать и развивать, мы, наверное, не рискнем. Ни один банк не рискнет. К нам часто обращаются люди, которые хотят начать свой бизнес. Но риски для банка очень высокие».

Как тенденцию можно отметить, что в последние 2-3 года многие банки ввели узконаправленные кредитные продукты, например, на приобретение автомобилей, коммерческой недвижимости или выкуп арендуемого помещения. Например, по такому пути идет Сбербанк, «Уралсиб», Промсвязьбанк, Пробизнесбанк и многие другие. Ставки по кредитам, суммы и сроки погашения здесь варьируются в зависимости от уровня рисков банка.

Возможные перспективы

В условиях ужесточения конкуренции в сегменте корпоративного бизнеса и розничного кредитования ниша кредитования малого бизнеса по-прежнему привлекательна для банков.

Ведь, кредитуя малый бизнес, банк выращивает себе потенциально лояльного клиента на многие годы, диверсифицирует свой кредитный портфель и наращивает сопутствующие комиссионные доходы. Кроме того, многие банки уже осуществляют кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет целевых ресурсов открытого акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства (ОАО «МСП-Банк»). Это выгодно для банков, и поэтому в ближайшей перспективе, по словам экспертов, они будут стремиться к сотрудничеству с МСП-Банком в еще большем объеме. А это, в свою очередь, означает, что доступность кредитов для малого бизнеса неизбежно начнет расти.

Мнения экспертов

Матвей Уманский, управляющий Рязанским филиалом Пробизнесбанка

«На сегодняшний день розничный блок позволяет банкам зарабатывать больше, чем МСБ. Это и большая аудитория, и доходность кредита выше, и срок пользования деньгами длиннее. В ближайшие 5 лет МСБ существенно обгонит розничный блок. Несмотря на меньшую доходность, по сравнению с розницей, здесь выше сумма выдачи и меньше издержки»

Александр Дронов, заместитель начальника управления кредитования Прио-Внешторгбанка

«В нашей практике мы стараемся выстраивать долговременные партнерские и взаимовыгодные отношения с клиентом. На консультации специалист банка подбирает индивидуальную схему кредитования организации исходя из особенностей ее финансово-хозяйственной деятельности. Банк готов предоставить своим клиентам как разовый кредит, так и возобновляемые и невозобновляемые кредитные линии или овердрафт по расчетному счету. При этом графики платежей строятся с учетом индивидуальных особенностей каждого клиента».

Рост уже не тот

Промышленность растет медленнее ожиданий, свидетельствуют данные Росстата. В марте очищенный от сезонных и календарных факторов показатель промышленного производства упал на 1,2% по сравнению с февралем. Если сравнивать итоги первых трех месяцев с IV кварталом 2011 года, то индекс упал еще больше – на 5,5%. Эксперты видят причину в спаде европейской экономики и уменьшении расходов государства, пишет «РБК Daily».

В целом рост промышленности замедляется: фактически в марте по сравнению с февралем он составил 7%, однако очищенный от сезонных и календарных факторов показатель снизился на 1,2%. В прошлом году динамика была обратной. В январе 2011 года промышленное производство упало на 10,9%, в феврале – на 2%, а в марте, напротив, выросло на 11,7%.

 

 

Предпринимателям дадут представителя

Предпринимателям дадут представителя

17 апреля губернатор Олег Ковалев провел очередное заседание правительства Рязанской области, на котором, в частности, внесены поправки в порядок рассмотрения инвестиционных проектов и обязательных требований к оценке их эффективности.

Одобренные изменения позволят упростить процедуру подачи документов для инвесторов, претендующих на получение государственной поддержки. Обсуждая этот вопрос, Олег Ковалев поручил первому заместителю председателя регионального правительства Александру Ревякину и министру экономического развития и торговли Олегу Булекову приступить к работе по введению в регионе должности омбудсмена по защите прав предпринимателей.

– Необходимо начать консультации с бизнес-сообществом, посмотреть опыт других регионов, изучить правовые основания введения у нас в области такой должности, – отметил Олег Ковалев, сообщает сайт регионального правительства.

© businessweek62
Бесплатный хостинг uCoz