Официальный сайт бизнес- еженедельника "Деловая Неделя" www.dn62.ru

для тех, кто умеет зарабатывать и тратить

 
Лицо с обложки

Год активных инвестиций

Год активных инвестиций

Местная пресса нечасто пишет о такой важной сфере бизнеса, как речной транспорт. Тем не менее, здесь вкладываются значительные инвестиции в предприятия, расположенные на территории Рязанской области. Так, со сменой руководства в прошлом году и нацеленностью на модернизацию начал активно развиваться порт «Касимов».

 Ровно год назад в жизни порта «Касимов» произошло важное событие: его генеральным директором был назначен главный инженер Московского речного пароходства Владимир Кулешов. За прошедшее время на предприятии случились серьезные преобразования, о которых он рассказал корреспонденту «Деловой недели».

– Владимир Николаевич, прежде чем возглавить порт «Касимов», вы прошли основательный путь в профессии. Расскажите, пожалуйста, о ваших главных жизненных этапах.

– Я родом из Тульской области, из города Плавска. После окончания Рыбинского речного училища, а затем Новосибирского института инженеров водного транспорта, начал трудовую деятельность в Енисейском пароходстве третьим штурманом, а закончил, проработав там 13 с половиной лет, директором ремонтно-эксплуатационной базы флота. Затем был приглашен в Московское речное пароходство (МРП) директором Белогородского судостроительно-судоремонтного завода. Ровно через 10 лет был переведен в аппарат управления МРП на должность заместителя генерального директора по кадрам и социальной сфере. Сейчас уже более 12 лет работаю главным инженером МРП.

– Что собой представляет порт «Касимов»?

– Прежде всего отмечу, что это предприятие – составная часть Московского речного пароходства, которое образовано давно и на сегодняшний день занимает не последнее место среди крупнейших речных перевозчиков. При этом МРП аккумулирует различные виды деятельности: в его структуру входит несколько предприятий, в том числе несколько грузовых портов: Южный (расположен в Москве), «Кимры» (Тверская область), «Серпухов» (верхняя Ока) и «Касимов» (среднее течение Оки). В холдинг входит также Московский судостроительный завод и Рыбинский судостроительный завод «Верфь братьев Нобель», где в 2010 году заложили строительство трех танкеров смешанного «река – море» плавания. Планируем, что в 2012 году они уже начнут работать. Первый танкер этой серии был спущен на воду в ноябре 2011 года. Вообще в Московском речном пароходстве около 230 единиц флота. К сожалению, он немолод, поэтому приходится заниматься и модернизацией, и реконструкцией, и судостроением.

– Сколько лет насчитывает история порта «Касимов»?

– Он чуть моложе самого Московского пароходства – ему в этом году исполняется 150 лет. Раньше в Касимове были порт и судостроительно-судоремонтный завод, но с 1 января 1996 года они были объединены в порт «Касимов». Сегодня это большой затон, где можно разместить более сотни речных теплоходов; слип, который способен поднимать на береговую часть или в док для ремонта подводной части корпуса баржи и теплоходы весом до 350 тонн; цеха – корпусный, механический, деревообрабатывающий и другие, где выполняются необходимые работы – электромонтажные, механообработка, деревообработка.

– Чем, кроме ремонта, занимается ваше предприятие?

– Перевозкой транзитных грузов по внутренним водным путям, добычей и поставкой нерудных строительных материалов, в частности, песчано-гравийной смеси. Щебень, который грузится в Касимове, доставляется в Нижний Новгород, Казань, Набережные Челны, Рязань...

– Финансовый кризис вам удалось преодолеть или его последствия еще ощущаете?

– Кризис 2008-2009 годов ощутимо ударил по Касимовскому порту: ведь объем грузовых перевозок заметно снизился, и значительное число единиц флота было поставлено на «холодный отстой», то есть законсервировано.

– Какие первоочередные задачи встали перед вами после назначения генеральным директором порта «Касимов»?

– Во-первых, необходимо было весь флот привести в рабочее состояние; во-вторых, открыть те виды деятельности, которые дадут увеличение доходов. В поиске новых потоков по загрузке мы вместе с нашими партнерами из Рязани приняли решение о начале совместной деятельности, учредили «Окскую торгово-промышленную компанию», и уже в начале весны 2011 года заключили договор по добыче, перевозке и поставке речного песка предприятиям Рязани и Рязанской области. Организационный процесс оказался непростым, но, тем не менее, и мы, и наши партнеры успешно с этим справились и поставили в 2011 году потребителям около 200 тысяч кубометров песка. Сегодня многие предприятия Рязани используют наше сырье, потому что оно хорошего качества.

– Каковы ваши производственные мощности по добыче песка?

– Порт «Касимов» добывает песок собственным флотом: это земснаряд производительностью 500 кубометров в час; гидроперегружатель, который выгружает песок на берег; 16-тонные плавкраны; теплоходы и баржи, которые мы модернизировали и задействовали для того, чтобы производственная цепочка «добыча – перевозка – выгрузка» была единой. Проще говоря, задача порта «Касимов» – подать песок на берег, а «Окской торгово-промышленной компании» – найти потребителя, оформить договорные отношения и своевременно отгрузить продукцию.

– В чем конкурентные преимущества вашего песка?

– Прежде всего, это его высокое качество по двум важнейшим характеристикам – модулю крупности и коэффициенту фильтрации. Попросту говоря, мы поставляем песок крупный, без примесей и хорошо фильтрующий влагу. Из этого следует, что и производимый из такого сырья бетон или цементные растворы тоже будут высокого качества. Немаловажна для клиентов и экономическая составляющая: если производить бетон из нашего песка, тогда требуется меньше цемента.

– Кто стал вашими корпоративными клиентами?

– Потребителями являются такие крупные предприятия, как Завод силикатных изделий, ЖБИ-5, ЖБИ-8, Завод БСТ, а также дорожники и частники. Сейчас у нас в запасе около 120 тысяч кубометров песка, чего вполне хватит потребителям до апреля – начала навигации. Таким образом, мы отладили самое главное: с нашей стороны и со стороны наших партнеров не было срывов поставок – все идет именно в том темпе, в котором нужно клиентам.

– Вы успешно вошли на рынок продажи песка. Каковы ваши дальнейшие планы?

– Во-первых, в 2012 году реализовать в два раза больше песка, чем в прошлом году. Но мы видим свою задачу не только в продаже сырья. Порт «Касимов» совместно с партнерами планирует строительство бетоносмесительного узла, завода по переработке песка в цементно-песчаные смеси. В перспективе собираемся участвовать в строительстве многоэтажных домов в качестве партнеров.

– Каковы финансовые показатели деятельности вашего предприятия?

– В прошлом году, по сравнению с 2010-м, порт «Касимов» увеличил объемы по доходам почти в два раза за счет работы грузового флота, перегрузочной техники, плавкранов и добычи песка.

– Как намерены развивать порт? Есть ли планы по обновлению флота?

– Планируем модернизировать слип в порту для того, чтобы поднимать теплоходы большего веса и длины. Кроме того, собираемся начать реконструкцию той части старого флота, которая не удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня. Но реконструкцией мы не ограничиваемся, потому что располагаем достаточной промышленной базой и сейчас вместе с Московским пароходством рассматриваем варианты строительства судов для внутреннего плавания.

– Ваш флот насчитывает большое количество прогулочных теплоходов. Собираетесь ли вы использовать эту технику на Оке?

– Ока – интересная и живописная река. Каждый житель стремится выехать на природу, и в связи с этим мы планируем оказание прогулочных услуг: пройти с пассажирами на теплоходах по реке, причалить к берегу и остановиться на пикник. Для развития пассажирских перевозок хотим перевезти к нам несколько теплоходов типа «Москва». Но комфортабельного судна мало, здесь требуется комплексный подход: обустройство причалов, мест подхода и т.д.

–Какие меры безопасности принимаются на ваших пассажирских судах?

–Все суда группы компаний «МРП» имеют документы Российского речного регистра на годность плавания и оборудованы современными средствами радионавигации и аварийно-спасательным оборудованием. Специалисты технической службы и навигационной безопасности постоянно контролируют техническое состояние судов и готовность экипажей к борьбе за живучесть судов.

В Московском пароходстве и порту «Касимов» проводятся необходимые профилактические и плановые работы: это и слипование, и капитальный ремонт главных и вспомогательных двигателей. Наша база позволяет выполнять все необходимые действия – слиповать, осуществлять все виды ремонтных работ – механические, электромонтажные и другие. Все это мы делаем по полной программе.

– Чем вы гордитесь на вашем предприятии?

– Людьми. У нас собраны высококлассные специалисты. Есть такие, кто работает в порту «Касимов» по 30-40 лет. В кадровой политике мы стараемся достичь сплава молодости и опыта. Так, в прошлом году набрали дополнительный штат судоводителей, сварщиков, судокорпускников – все это молодые ребята. Заботимся и об улучшении условий труда: предприятие приобрело новое экономное качественное оборудование для выполнения ремонтных работ.

Когда я пришел, в порту было около 200 штатных единиц. Сегодня – 270, то есть мы создали 70 рабочих мест. Их основная часть – плавсостав, 20-25% – береговые работники: штукатуры, маляры, плиточники…

– Владимир Николаевич, какие надежды вы связываете с навигацией 2012 года?

– Думаю, что она станет новым этапом в развитии нашего предприятия, наращивании его мощностей и повышении эффективности работы. На сегодня Московское речное пароходство вкладывает в модернизацию порта «Касимов» (а значит, в Рязанский регион) десятки миллионов рублей, чтобы он был конкурентоспособен, развивался и работал на Рязанской земле. Уверен, что новые направления работы и значительные инвестиции будут способствовать тому, чтобы порт «Касимов» укреплял свои позиции на рынке речных перевозок и производстве нерудных материалов.

Фотограф: Иван Пантюшин

 

 

 
В центре внимания

Кредиты не подешевеют

Кредиты не подешевеют

Сразу после новогодних праздников президент РФ Дмитрий Медведев провел совещание с руководителями ряда российских банков, на котором шла речь о поддержке малого бизнеса. В частности, президент был сильно удивлен размером процентных ставок по кредитам для малого бизнеса.

Дмитрий Медведев напомнил, что ставка рефинансирования составляет 8%, а инфляция в 2011 году замерла на отметке 6,1%. «А кредиты выдаем, например, под 12,7%. Согласитесь, что хвост приличный получается. Это не три процента, а по сути двукратное, даже более чем двукратное увеличение стоимости денег против существующей и накопленной инфляции», – отметил глава государства.

Однако имеет ли смысл сравнивать кредитные ставки с инфляцией? Эксперты, которых опросила на днях «Российская Бизнес-газета», в этом совсем не уверены. «Ставка по кредиту, в первую очередь, зависит от стоимости ресурса, от финансового анализа платежеспособности клиента (его доходность по бизнесу, соответственно – риски невозврата, категория надежности), – поясняет вице-президент, директор по внешним связям департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24 Надежда Карисалова. – Также на стоимость кредита влияет его срок (1 год или 10 лет – это тоже разные ставки). Поэтому в каждом конкретном случае ставка по кредиту может быть разной, есть ставки и 10% годовых, есть и 15%».

Сопоставлять ставки с инфляцией имеет смысл с точки зрения оценки стоимости банковского кредитования и его рентабельности. Однако при кредитовании малого бизнеса риски выше среднего уровня, поэтому и ставки выше.

– Процентные ставки по кредитам малому бизнесу отражают ту величину риска, которую банки готовы принять на себя при выдаче кредитов. Ряд банков придерживается агрессивной политики в области оценки рисков, и зачастую ставки превышают 20% годовых. С другой стороны, часть банков соблюдает консервативную политику, и поэтому процентные ставки находятся на довольно низком уровне, – говорит Евгений Тотиков, начальник управления сегмента малого и среднего бизнеса ЮниКредит Банка.

– Ставка банка для клиентов в первую очередь определяется стоимостью ресурсов, привлекаемых банком. Во вторую очередь зависит от финансового состояния клиента и прозрачности предоставляемой отчетности. В третью – зависит от рисков, которые распространяются на клиентов определенного типа (торговля, услуги, малый бизнес, средний бизнес и т.д.) И лишь затем – от цели кредитования и вида кредитного продукта. Подразумевается при этом, что предприятие работает с прибылью и имеет хорошее финансовое состояние. Поэтому в каждом банке в зависимости от перечисленных факторов процентная ставка определяется индивидуально, – продолжает вице-президент Росевробанка Вадим Флоринский.

Безусловно, будет снижаться инфляция – будут уменьшаться и ставки. Однако сокращение инфляции, о котором упомянул президент, вполне может быть краткосрочным, а ведь кредитным организациям нужно просчитывать свои риски на весь период действия ссуды, а это и год, и пять, и десять лет. А прогнозов, тем более гарантий, что инфляция сохранится на уровне 6-7% в течение ближайших лет, никто не дает.

Немаловажное значение имеют условия и стоимость привлечения средств самими банками. Многие кредитуются за рубежом, в результате курсовые риски также вкладываются в стоимость кредитов.

Конечная стоимость кредита для заемщика в общем случае складывается из стоимости денег для самого банка, которая зависит от текущей ситуации в экономике в целом – уровня инфляции, ставки рефинансирования, уровня ставок и сроков привлечения.

Уменьшить процентную ставку для предприятий малого бизнеса было бы возможно, если бы банки могли привлекать дешевые ресурсы в Центробанке. Например, под залог кредитов малому бизнесу либо векселей малых предприятий. Однако сегодня это невозможно, хотя многие игроки на рынке выступают за введение такого механизма.

Рефинансирование кредитных портфелей МСБ за счет средств ЦБ РФ могло бы стать хорошим подспорьем для увеличения финансовых ресурсов банков. Банки уже просили ЦБ РФ предусмотреть включение в программу рефинансирования под нерыночные активы кредитов субъектам малого бизнеса, отнесенным ко 2-й категории качества. Банкиры неоднократно сетовали на то, что, по сути, данные заемщики являются финансово устойчивыми, однако при их оценке приходится применять консервативный подход в соответствии с рекомендациями Банка России. Однако ЦБ в середине января однозначно высказался не в пользу такой инициативы.

 Точка зрения

Екатерина Орлова, директор департамента развития малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка

«Для реализации идеи рефинансирования кредитных портфелей МСБ за счет средств ЦБ РФ необходимо создать «инфраструктуру» – законодательную базу и возможность для «обращения» заложенных портфелей на банковском рынке. Последнее необходимо для того, чтобы ЦБ РФ смог реализовать данный залог при невозврате банком полученного от ЦБ РФ кредита»

 

 
Обзор рынка

Отличная оценка

Отличная оценка

Рязанский рынок оценки и экспертизы медленно, но верно восстанавливается после кризиса. И хотя некоторые игроки именуют это развитие «вялотекущим», их услуги останутся востребованными до тех пор, пока существуют товарно-денежные отношения. Дополнительный импульс рынку может обеспечить государство за счет изменения правил игры в сфере госзакупок.

Спрос на услуги оценщиков в прошлом году несколько увеличился, чему способствуют оживление частного и государственного секторов. Потребность предприятий в финансово-кредитных ресурсах остается главным фактором, влияющим на рынок оценки. Кредитная политика банков вынуждает организации обращаться к оценщику (причем в аккредитованную фирму) за определением стоимости своей собственности.

Нужда в оценке чаще всего возникает для определения стоимости залогового имущества, кредитования, а также аренды. Доля оценки в рамках сделок с активами (купля-продажа) составляет куда меньшую часть выручки оценщиков. В рядах наиболее активных клиентов участники рязанского рынка выделяют: коммерческие предприятия, структуры государственного управления, банки и другие организации, где оценка необходима при сделках с активами, для хозяйственной деятельности и управленческой необходимости (при сдаче недвижимости в аренду, продаже непрофильных активов и т.д.), а также для оценки бизнеса и ценных бумаг.

Комплексные решения

Наметившееся оживление спроса на недвижимость в 2011 году позволило компаниям вернуться к реализации замороженных строительных проектов. Такое строительство, как правило, не обходится без смены подрядчиков, заказчиков, инвесторов. Вместе с этим у новых или старых собственников возникает множество вопросов, связанных с определением стоимости незавершенного строительства, стоимости его достройки и обоснования величины кредитного финансирования.

Что касается финансового сектора, то здесь основными потребителями оценки выступают банковские институты. Крупные банки нуждаются в консалтинге по сделкам с проектным финансированием. А такие процессы, как снижение ставок по кредитам, упрощение процедуры рассмотрения заявок, повышение лимитов кредитования, повлекли за собой спрос на оценку рыночной стоимости объектов залогов со стороны юридических лиц. Банки готовы кредитовать, но очень внимательно подходят к рискам. «В этой ситуации роль оценщика серьезно возрастает, – подчеркивает генеральный директор группы компаний «Эксперт-Аудитор» Фарид Тимирзянов. – От него ждут реальной картины, в отличие от докризисных времен, когда в некоторых случаях к оценке подходили формально. Сейчас, если ошибиться в оценке с учетом тех рисков, которые закладывает банк, предприятие может не получить нужного объема средств или они обойдутся ему значительно дороже».

Положительная динамика рынка в 2011 году была обеспечена заказами на оценку недвижимости, бизнеса, земельных участков и зданий коммерческого назначения. «В прошлом году немного вырос спрос на оценку нематериальных активов и интеллектуальной собственности, – отмечает генеральный директор ЗАО «Рязанский региональный центр оценки» Марина Панова. – Интеллектуальные ресурсы, такие как товарные знаки, патенты, технологии, все чаще становятся объектами хозяйственных отношений. Собственники начинают понимать, что оценка нематериальных активов – это способ повышения капитализации компании. Кроме того, при строительстве крупных проектов пользуются спросом комплексные услуги, включающие финансово-техническое консультирование, оценку, строительно-техническую экспертизу и другие».

Эту тенденцию подтверждает Фарид Тимирзянов: «Когда мы работаем с предприятием, то предлагаем ему комплекс услуг. Если, к примеру, проводим аудит у клиента, то, естественно, ему удобно заказать у нас и оценку, и юридический консалтинг, и налоговый». Рязанские компании, уходящие от узкой специализации в оценочной деятельности к комплексным услугам, в скором будущем смогут неплохо повысить число клиентов и свою выручку.

Ноль без копеечки

Несмотря на некоторое оживление экономики и увеличение объема оценочных работ, ситуация с ценами кардинально не меняется. Опрошенные нами эксперты единогласно констатируют продолжение ценовых войн среди оценочных компаний и сохранение высокой конкуренции. Демпинговые цены на услуги оценщиков стали выходить за рамки понимания. Например, в Рязанской области зафиксированы победы в конкурсах на оценку имущества с ценой в 0 рублей!

В оправдание победителей конкурсного отбора, заявляющих демпинговые цены, можно сказать, что оценщиков, готовых оказывать услуги по бросовым ценам, не так уж мало. Среди «демпингистов» сложилась даже своя конкурентная среда, в которой каждый участник, стремясь выиграть конкурс или заполучить клиента, беспредельно снижает цены на услуги. Таким образом, оценочное сообщество разделилось на две непересекающиеся группы: одни оценщики в качестве главного направления работы считают повышение достоверности оценок и качества отчетов. Естественно, это требует соответствующих затрат финансовых и человеческих ресурсов, что приходится компенсировать поддержанием адекватных цен на услуги.

Вторая группа оценщиков также нашла своего заказчика, который в качестве критерия рассматривает только цену услуги. Вообще-то такого экономного клиента можно понять, вот только приобретение оценочных услуг по заниженной цене повышает риски принятия неоптимальных управленческих решений, потенциальные потери от которых могут быть на порядок выше сэкономленной суммы. Участники рынка, относящиеся к первой группе, недоумевают: услуги не могут стоить меньше определенного минимума без потери в качестве. Именно поэтому у крупных игроков рязанского рынка оценки, как уверяет Фарид Тимирзянов, цены приблизительно на одном уровне.

Законные требования

Оценка – это непростой процесс, который включает в себя ряд процедур. Вначале компания, которая занимается оценкой, заключает договор с заказчиком. Затем специалист выезжает на место и осматривает объект, изучает необходимые документы и принимает решение, какие методы и подходы к оценке следует использовать. На основании полученной и обработанной информации составляется отчет об оценке, который обязательно должен соответствовать закону «Об оценочной деятельности» и Федеральным стандартам оценки.

Стоимость работы оценщика зависит как от объекта оценки, так и от целевого назначения оценки. Немаловажным фактором является также срок ее выполнения. Стоимость услуг по оценке недвижимости зависит от того, для чего нужен документ, подтверждающий стоимость объекта. Например, если отчет готовится для суда, он будет стоить дороже, чем для нотариальных действий, так как он будет отличаться и по форме. и по содержанию. Также дороже стоит и оценка недвижимости, если банк под ее залог выдает ипотечный кредит: у каждого банка свои требования к отчету об оценке, поэтому их соблюдение требует дополнительного времени. Размеры объекта недвижимости не особо влияют на стоимость оценки (например, количество комнат в квартире или площадь земельного участка), но, тем не менее, чем масштабнее и сложнее объект, тем больше времени и труда требует его оценка.

Оценка объекта незавершенного строительства стоит дороже, поскольку требует применения затратного подхода, то есть это работа со сметной и проектной документацией для расчета затрат, произведенных при строительстве объекта.

Стоимость оценки зависит и от срочности работ. Как правило, квартира оценивается за два-три дня. Если нужно ее оценить за один день, это будет стоить дороже примерно на 50%.

Четыре года назад нормативным требованием к осуществлению оценочной деятельности стало обязательное членство специалиста-оценщика в саморегулируемой организации (СРО). Видимо, законодатель предполагал, что с введением такой меры с рынка уйдут мелкие организации, которые активно опускают цены ниже себестоимости. Но такие ожидания, по мнению его участников, не оправдались. Некоторые из демпингующих временно приостановили свою деятельность или сократили объемы предоставляемых услуг. Кажется, сейчас ситуация выправляется – по крайней мере, количество членов СРО постепенно растет.

В сложившейся ситуации остается рассчитывать на крупнейшего собственника – государство, которое может активизировать развитие рынка оценки своими заказами. Однако интерес госструктур к тщательной оценке справедливой стоимости активов пока что невелик, сетуют оценщики. Главным препятствием по-прежнему остается закон о госзакупках. Работать в условиях, когда оцениваются не репутация и профессионализм, а возможность выполнить работу по минимальной стоимости, далеко не всегда выгодно. Несовершенство вышеупомянутого закона серьезно мешает оценочным компаниям наращивать обороты.

Стенания бизнеса (конечно, не только оценщиков) по поводу закона о госзакупках наконец-то услышала верховная власть. Марина Панова сообщила, что в 2012 году планируются изменения в системе государственных закупок и принятие нового закона, который будет называться «О федеральной контрактной системе». В частности, в законопроекте определена юридическая норма «демпинговая цена предложения». Теперь цена контракта может быть снижена не более чем на 25% от начальной цены, а она, в свою очередь, должна определяться на основании нескольких правовых актов. Также в новом законопроекте указаны дополнительные критерии отбора, которые заказчик вправе использовать: квалификация участников процедур, качество работ, опыт и деловая репутация, что немаловажно, но забывалось под гнетом самой низкой цены предложения.

Названные законодательные инициативы позволяют игрокам рынка оценки надеяться, что вскоре ценовой критерий отбора подрядчика для оказания услуг станет рассматриваться в совокупности с другими факторами, характеризующими качество работ и профессионализм поставщика оценочных услуг.

Экспертная оценка

Смежным с рынком оценочной деятельности выступает рынок экспертизы. До сих пор многие смешивают эти понятия до полной неразберихи. Давайте разберемся с понятиями. Оценка – это определение рыночной или иной стоимости объекта. Соответственно, оценщик – это специалист-аналитик, имеющий диплом о профессиональной переподготовке на право проведения оценки. В свою очередь, экспертиза – это рассмотрение какого-либо вопроса для дачи правового экспертного заключения путем тщательного анализа. Поэтому эксперт – это специалист, обладающий специальными познаниями в области науки, техники, ремесел и искусства.

После того как мы разграничили сферы деятельности оценки и экспертизы, самое время перейти к тенденциям. Значительную долю рязанского рынка занимает автотехническая экспертиза. Ввиду того что в последние три года парк автомобилей региона бурно рос, то все больше требуется оценок после ДТП, при наследовании и других ситуациях, связанных с машинами. Участники рынка отмечают, что по итогам прошлого года число обращений по оценке транспортных средств заметно увеличилось.

«Спрос на строительно-техническую экспертизу даже превышает популярность автотехнической, в частности, по определению качества и объема выполненных строительно-монтажных работ, – утверждает директор Центра независимой потребительской экспертизы Михаил Сазонов. – К примеру, подрядчик закончил объект, а заказчик считает, что работы выполнены некачественно и не в полном объеме. Начинается спор, который продолжается в арбитражном суде, и эксперты-строители определяют качество выполненных строительно-монтажных работ». Кстати, в отличие от рынка оценочной деятельности разброс цен на услуги экспертов в регионе не столь велик.

По мнению опрошенных нами руководителей экспертных организаций, один из главных факторов, которые тормозят развитие рынка, – недостаточная квалификация специалистов. «Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не предусматривает такого понятия, как базовое образование специалиста-эксперта, но отсутствие у него технического образования часто приводит к некомпетентному заключению, – считает директор ООО «Экспертное объединение «Содействие» Павел Волчков. – Оценщики, которые при определении, к примеру, стоимости ремонта автомобиля руководствуются в полном объеме лишь законом «Об оценочной деятельности» и поверхностно – остальными нормативно-техническими документами, допускают немало ошибок. В связи с этим в судах часто возникают споры о применении той или иной методики.

Это касается не только автотехнической, но и строительно-технической экспертизы, – продолжает наш собеседник. – Если стоит вопрос о том, какой ущерб причинен, например, залитием магазина или склада, то вывод должен быть, конечно же, в рублях: ущерб причинен на такую-то сумму. Но это заключение основывается на компетентном решении эксперта, имеющего строительное образование и экспертно-строительную специальность. Да то же самое составление смет, калькуляции стоимости ремонта помещения – это не что иное, как знание всех нормативно-технических актов».

Желаем знать, что будет

Уверенный прогноз относительно дальнейшего развития рассматриваемой услуги дает Михаил Сазонов: «Оценка и экспертиза всегда была, есть и будет. Раньше у нас считалось, что судиться – это позор. Новые поколения относятся к суду как к цивилизованному способу разрешения споров и конфликтов. Поэтому полагаю, что наш рынок перспективен».

В свою очередь, Марина Панова, руководитель самой старшей в регионе оценочной организации, оценивает будущее рынка так: «Спрос на оценку напрямую зависит от деловой активности в стране. Чем больше выдается кредитов и чем больше проводится сделок по слиянию и поглощению, тем больший объем оценочных услуг требуется. Общий рост экономики и увеличение объема инвестиций в производство, изменения в законодательстве РФ в части государственных закупок и налогообложения приведет к увеличению спроса на оценочные услуги».

Наконец, немалый оптимизм оценочным компаниям придает инициатива государства по изменению налогообложения недвижимого имущества с 2013 года. Оценщики с нетерпением ждут конца 2012 года, когда планируется завершение кадастровой оценки недвижимости и всей подготовительной работы для введения налога на недвижимость. Предполагается, что у оценочных компаний появится много работы по оспариванию кадастровой оценки. Впрочем, до той поры, пока государство будет закупать их услуги, руководствуясь только минимальным уровнем цены, ощутимой отдачи от оценки для целей приватизации или переоценки имущества и недвижимости оценщикам ожидать не приходится.

 Мнения экспертов

Марина Панова, генеральный директор ЗАО «Рязанский региональный центр оценки»

«В 2011 году вырос спрос на инвестиции, и в связи с этим увеличилось количество обращений организаций в банки за кредитованием, что подняло спрос на оценку имущества в целях залога».

Фарид Тимирзянов, генеральный директор группы компаний «Эксперт-Аудитор»

«Если раньше у банков были в основном «свои» оценщики, то сейчас аккредитацию можно получить, не водя тесной дружбы с влиятельными людьми из конкретного банка. Внутреннюю коррупцию банки побеждают, и отношения становятся более прозрачными».

Михаил Сазонов, директор Центра независимой потребительской экспертизы

«В связи с тем, что сейчас очень востребован рынок земли, много заказов на землеустроительные экспертизы. Наше дело – оценить землю, произвести экспертизу и дать заключение по земельным спорам».

© businessweek62
Бесплатный хостинг uCoz