Официальный сайт бизнес- еженедельника "Деловая Неделя" www.dn62.ru

для тех, кто умеет зарабатывать и тратить

 
Бизнес-портрет

Общение с УФНС стало проще

Общение с УФНС стало проще

К сожалению, в нашей стране любое общение с фискальными органами у многих людей и предприятий до сих пор вызывает большие сложности. Виной этому – и постоянные изменения в законодательстве, и, что греха таить, желание скрыть свои доходы, заплатив меньшие налоговые суммы. Со своей стороны, налоговые органы, особенно в последние годы, стремятся сделать все возможное, чтобы максимально упростить процедуры сдачи отчетности и подачи налоговых деклараций.

Какие изменения произошли сегодня в работе налоговых органов во взаимодействии с налогоплательщиками? Сегодня об этом рассказывает заместитель руководителя УФНС по Рязанской области, советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Ирина Семина.

– В последнее время практически все государственные службы нашей страны стремятся максимально перевести общение с гражданами в электронный вид. И налоговые органы – не исключение?

– Перевод в электронный вид взаимодействия как с ведомствами, так и с налогоплательщиками – наша цель и задача. Мы постоянно развиваем и совершенствуем свои электронные сервисы, стремясь предоставить налогоплательщикам возможность подавать максимальное количество документов в электронном виде. Теперь, с принятием поправок в Налоговый кодекс Федеральным законом №229-ФЗ, у налогоплательщиков появится возможность обмениваться с налоговой службой еще целым рядом документов, которые ранее существовали только в бумажном виде. Список документов, отправляемых в электронном виде, расширился до 41.

– Какими из них могут воспользоваться рязанские предприниматели?

– Прежде всего, в электронном виде через Интернет можно направить документы при государственной регистрации, запросить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Физические лица могут направить заявление о постановке на учет в электронном виде.

Кроме того, значительное число документов, используемых налоговыми органами при проведении камеральной и выездной налоговой проверки (ВНП), могут быть направлены налогоплательщикам в электронном виде по ТКС, начиная от решения о проведении ВНП до итоговых решений. Соответственно, и налогоплательщик может представить истребуемые инспекцией в ходе проверки документы в электронном виде.

Появилась возможность выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП). Соответствующий Порядок утвержден Приказом Минфина России от 25.04.2011 г. №50Н. В настоящее время разрабатываются форматы этих документов, журнал их учета, книги покупок и продаж. Таким образом, электронный обмен счетами-фактурами вводится в практику делового оборота.

Кроме того, у налоговых органов появилась возможность направления электронных требований о представлении документов, об уплате налога и т.д.

– Что нужно для того, чтобы воспользоваться этими услугами, кроме компьютера с выходом в Интернет?

– Предприниматель должен заключить договор со специализированным оператором связи (СОС) на передачу отчетности в налоговый орган в электронном виде. Причем, для получения всего перечня услуг недостаточно разово сдавать отчетность в инспекцию через пункты коллективного доступа (ПКД) в одну сторону, необходимо заключать полноценный договор с СОС и иметь защищенные каналы связи для обмена документами с налоговой инспекцией.

Система направления отчетности в электронном виде по ТКС позволяет экономить время налогоплательщиков и не требует дублирования документов на бумажных носителях. Кроме того, все налогоплательщики, представляющие отчетность по ТКС, имеют возможность круглосуточного доступа в электронном виде к своим персонифицированным данным: информации, содержащейся в справке о состоянии расчетов но налогам и сборам, выписке операций по расчету с бюджетом.

Сегодня – в дни представления отчетности в налоговые органы – хотелось бы еще раз отметить, что взаимодействие с налоговыми инспекциями в электронном виде при условии сдачи отчетности по ТКС через Интернет удобно и для налоговых органов, и для самих налогоплательщиков.

– Известно, что во II полугодии календарного года налоговые органы Рязанской области традиционно проводят кампанию по исчислению и направлению гражданам налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов: земельного, транспортного налогов и налога на имущество физических лиц. Что-то изменилось в 2011 году?

– Действительно, в текущем году произошли изменения в уплате имущественных налогов. Прежде всего, это касается сроков их уплаты. Согласно налоговому законодательству, сроки уплаты транспортного налога определяют законодательные органы субъектов Российской Федерации, а земельного налога и налога на имущества физических лиц – представительные органы муниципальных образований. При этом, с 2011 года федеральным законодательством установлены ограничения сроков уплаты указанных налогов. Для удобства налогоплательщиков сроки уплаты всех имущественных налогов подведены к единой дате – 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

И в соответствии с этими ограничениями Рязанской областной Думой установлен новый срок уплаты транспортного налога – 1 ноября. Налоговые уведомления на уплату транспортного налога за 2010 год налоговые органы направят в этом, 2011 году, со сроком уплаты 1 ноября 2011 года, а не 1 августа, как было в прошлом, 2010-м.

Земельный налог является местным налогом, поэтому сроки его уплаты устанавливаются представительными органами муниципальных образований. До 2011 года в большинстве муниципальных образований Рязанской области срок был установлен 15 сентября, а с 2011 года сроки уплаты должны быть установлены не ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Поэтому конкретный срок уплаты земельного налога можно узнать в муниципальном образовании, в налоговой инспекции, обслуживающей соответствующую территорию или на сайте нашего Управления в разделе «Нормативные и правовые акты по региональному налоговому законодательству».

Кроме того, в связи с отменой авансовых платежей по земельному налогу в 2011 году физическими лицами будет уплачиваться только сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам 2010 года, так как авансы за 2010 год были уже исчислены и предъявлены к уплате в 2010 году. Т.е. в этом году мы только доплатим оставшуюся часть земельного налога за 2010 год.

Налог на имущество физических лиц за 2010 год уже был начислен и предъявлен налогоплательщикам к уплате еще в 2010 году по срокам 15 сентября и 15 ноября. Поэтому в 2011 году он исчисляться не будет, кроме перерасчетов данного налога за прошлые годы. Таким образом, в текущем году сформированы налоговые уведомления за прошлый, 2010 год – по транспортному и земельному налогам.

– Говорят, что за 2011 год все три налога можно будет оплатить по единому уведомлению…

– Совершенно верно. Уже за 2011 год все три имущественных налога для граждан будут рассчитываться одновременно, направляться в одном налоговом уведомлении со сроками уплаты не ранее 1 ноября 2012 года.

Таким образом, 2011 год является переходным периодом в отношении новых сроков уплаты имущественных налогов. Во-первых, начала применяться новая форма налогового уведомления, которое теперь будет формироваться сразу по трем налогам, в зависимости от наличия у налогоплательщика соответствующих объектов налогообложения: по транспортному, земельному и налогу на имущество физических лиц.

Уточню, что в этом году уведомления на уплату земельного и транспортного налогов еще могут прийти в разное время, однако форма уведомления уже будет новая. Единое налоговое уведомление с единым сроком уплаты – 1 ноября – будет формироваться налоговыми органами только в 2012 году.

– Чем будет отличаться новая форма уведомления?

– Новое уведомление не будет содержать подпись должностного лица и печать налогового органа (так как они в соответствии со статьей 52 НК РФ к обязательным реквизитам не относятся), но от этого оно не теряет своей юридической силы.

Еще одно изменение касается доставки налоговых уведомлений. Расчет имущественных налогов физическим лицам производится, как и прежде, налоговыми органами Рязанской области, а вот печать и рассылка налоговых уведомлений в этом году осуществляется централизованно Межрегиональной инспекцией ФНС России по централизованной обработке данных в Москве через специализированные почтовые отделения, в частности, через почтовое отделение города Мытищи. Поэтому на конверте с налоговым уведомлением граждане Рязани и Рязанской области увидят почтовый штамп Мытищ. Но налогоплательщиков это смущать не должно. Как и прежде, по всем вопросам исчисления налогов необходимо обращаться в налоговый орган Рязанской области, исчисливший налог.

– А если налогоплательщик не получил уведомление или же заметил там ошибку?..

– В этом случае следует знать, что налоговые органы исчисляют имущественные налоги на основании сведений, поступающих от органов учета и регистрации имущества и транспортных средств (т.е. Росреестра, БТИ, ГИБДД, Минсельхоза, Росавиации и др.), органов, осуществляющих регистрацию граждан по месту жительства и регистрацию актов гражданского состояния (ФМС, ЗАГС), а также сведений нотариусов, сведений органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В случае непредставления указанными органами необходимых сведений, представления некорректной или неполной информации у налогового органа отсутствует возможность исчислить налог налогоплательщику, а, следовательно, и направить ему налоговое уведомление.

В то же время гражданину достаточно проинформировать налоговый орган о том, что он не получил налоговое уведомление в установленный срок. Сделать это можно, направив письмо в адрес налоговой инспекции по почте, электронной почте, а также обратившись в налоговую службу через официальный сайт Управления ФНС по Рязанской области www.r62.nalog.ru.

После этого на основании обращения гражданина налоговый орган должен запросить у соответствующих органов власти и организаций необходимую недостающую для расчета налога и направления налогового уведомления информацию, получив указанные сведения, осуществить расчет налога, подготовить и направить в адрес налогоплательщика уведомление на уплату налога и платежные документы.

 
В центре внимания

У нас отбирают историю?

У нас отбирают историю?

На прошлой неделе дискуссия по поводу отмены трудовых книжек уже с 2012 года стала приобретать широкомасштабные формы. По этому поводу кипит Интернет, резко против выступают профсоюзные объединения. Работодатели тоже начали задавать вполне законные вопросы.

Как будет теперь учитываться стаж для досрочных пенсий и получения звания «ветеран труда»? Не будут ли ущемляться права работников? Как доказать работодателю свою квалификацию, если нет записи в трудовой? И, с другой стороны, – как работодатель сможет оценить потенциального работника, если тот имеет на руках только две-три рекомендации с предыдущих мест работы? На днях замминистра здравоохранения и социального развития Александр Сафонов, глава Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев и ряд экспертов собрали «экстренный круглый стол», чтобы разъяснить все коллизии.

Как пояснил замминистра, книжки были созданы в советские времена как институт контроля над человеком и давления на него. И сейчас возникает много проблем при их использовании. Во-первых, человека могут несправедливо уволить «по статье», и эта запись в трудовой будет перекрывать ему карьеру, даже если он докажет через суд, что она была сделана незаслуженно и ее изменят. Мы спросили об этом мнение Рязанского областного объединения организаций профсоюзов. Заместитель председателя объединения Инна Калашникова ответила: «Боязнь того, что недобросовестные работодатели используют трудовую книжку в качестве давления на подчиненного, необоснованна. Такие случаи крайне редки. Кроме того, подобные записи, если они сделаны несправедливо, можно всегда оспорить в суде. К нам, как к объединению профсоюзов, граждане всегда обращаются по таким поводам, и мы можем через суд восстановить доброе имя работника».

Также инициаторы «отмены трудовых», утверждают, что сейчас многие люди выезжают работать за рубеж или трудятся фрилансерами. Этот опыт в трудовой не фиксируется. Но при трудоустройстве на стационарное место в России у человека возникают проблемы – записей в трудовой нет, а традиция требует, чтобы они были – у работодателей появляются вопросы и недоверие.

«Но, с другой стороны, – говорит Инна Калашникова, – трудовая книжка – это история человека и его карьеры. Получается, что у нас эту историю хотят отобрать. А кому это выгодно? Когда к работодателю приходит человек, с которым он должен заключить трудовой договор, то почему он должен ему верить, как проверять его квалификацию? Рекомендации с прежнего места работы эту проблему не решат. Трудовая книжка – подтверждение квалификации и опыта работы человека».

Есть и еще одна проблема. Сейчас Пенсионный фонд России и Фонд соцстраха ведут персонифицированный учет граждан, где учитывается все – и стаж работы, и количество перечисленных взносов, так что трудовая книжка скоро не будет влиять на назначение пособий. Так утверждают сторонники отмены трудовых книжек. Тем более нередки случаи, когда записи в них делаются формально, добавляет замминистра. А квалификация должна подтверждаться дипломами, сертификатами и умениями человека. «Но представьте себе, что трудовых нет, человеку надо собрать данные о его прошлых местах работы, и он обращается за этой справкой в Пенсионный фонд? – комментирует данное утверждение Инна Калашникова. – Во-первых, где гарантия того, что все ваши работодатели отчисляли средства в ПФР, а во-вторых, представьте себе, как усложнится работа самого Фонда. Они только и будут делать, что выдавать справки, вместо того, чтобы заниматься своими непосредственными обязанностями».

Правда, Андрей Исаев говорит о том, что трудовые никто не планирует отменять целиком, они останутся, и в том числе будут носить доказательный характер в случае судебных разбирательств. Но ответственность за нее будет переложена с плеч работодателя на работника. Он будет хранить ее у себя, и если для него важно, чтобы работодатель сделал в нее запись, попросит об этом работодателя, и тот не вправе будет отказать. Все трудовые отношения должны регулироваться трудовым договором, но это обязательно и сейчас. Прием человека на работу и увольнение должны фиксироваться приказом. И если отменят книжки, можно будет обязать работодателя отдавать работнику на руки копии этих приказов. Кстати, сейчас в случае возникновения проблем именно трудовой договор и копии приказов являются обязательными документами для суда, а не трудовая книжка.

Тем не менее, дискуссия продолжается. И главным образом, противники отмены трудовых книжек настаивают на более детальной проработке вопросов и общественном обсуждении данной темы.

 Дословно

Инна Калашникова, заместитель председателя Рязанского областного объединения организаций профсоюзов

«Отмена трудовых книжек для всей страны сейчас будет просто шоком. Мы к этому не готовы. Надо подготовить базу, которая заменит трудовые книжки. Нельзя ссылаться только на одни трудовые договора. Мы категорически против отмены и боимся, что это вызовет социальный бунт».

 
Обзор рынка

От двери до двери

От двери до двери

…И в строго ограниченный срок – от 12 до 72 часов. Именно так можно кратко описать схему, которая является основополагающей в деятельности предприятий, занимающихся экспресс-доставкой груза и корреспонденции. Этот бизнес пришел к нам сравнительно недавно, и его процветанию на российской земле мы обязаны международным корпорациям, желающим получать в нашей стране такие же услуги, как на своей родине.

Интересная статистика – каждые 43 секунды в мире взлетает самолет с экспресс-грузом, а 50% таможенных деклараций, оформляемых в крупнейших мировых центрах торговли, приходится на экспресс-перевозчиков. Освобождая грузовладельца от всех забот по организации перевозки, выбору вида транспорта и схемы доставки груза, экспресс-перевозчик несет перед ним ответственность за выполнение перевозки в целом и отдельно за груз с момента его принятия в свое распоряжение и до момента выдачи получателю.

Отличительными особенностями перевозок такого рода также являются возможность доставки груза в любую точку земного шара; предоставление отправителю услуг по таможенному оформлению; особо «строгие» гарантии соблюдения сроков доставки груза (не менее 20% всех отправлений занимают грузы, доставляемые получателю к определенному моменту – «точно-в-срок»); ограничения по весу отправляемых грузов.

Спрос рождает предложение

Конечно, быстрая доставка почты и небольших грузов была востребована во все времена, в том числе, и советские. Но услуги фельдъегерей, как впрочем, и государственной службы «Спецсвязь», по понятным причинам были доступны только армии и различным спецслужбам. Остальным приходилось довольствоваться не слишком оперативной и не очень надежной традиционной почтой. Даже пометка «авиа» на конверте и определенная доплата за доставку самолетом не давала твердой гарантии, что ваша корреспонденция придет к адресату намного раньше, чем вы сделали бы это обычным путем.

Но если в советские времена это было не слишком актуально, то с развитием бизнеса любое промедление сразу же сказывалось на прибыли компании, ее имидже и репутации. Поэтому вполне очевидно, что когда в 1984 году в Москве открылся филиал компании DHL, а за ней пришли другие компании так называемой «большой четверки» – TNT Express, UPS и Fedex – их услуги сразу же стали востребованными.

По словам менеджера по работе с клиентами компании «Даймекс-Рязань» Павла Голякова, «бизнес экспресс-доставки в России возник где-то в 90-х годах, когда появилась потребность со стороны потенциальных клиентов – организаций и физических лиц – отправлять корреспонденцию посредством курьерской службы как более надежной и оперативной. При отправке письма традиционной почтой оно может идти до Москвы недели две, мы же доставляем письма за один день. А для многих организаций, например, туристических агентств, очень важны сроки».

Среди первых российских операторов экспресс-доставки можно назвать такие как «Гарантпост», Cityexpress, Pony Express, Armadillo, «Даймекс», «СПСР-Экспресс», DHL, «ФлипПост». Все эти компании сегодня являются лидерами данного бизнеса в нашей стране.

В цене – партнерские отношения

В Рязани, помимо крупных федеральных и международных игроков, есть и свои, региональные фирмы, оказывающие услуги по экспресс-доставке. Нельзя сказать, что их много, поскольку они не могут оказать такой широкий спектр услуг, как крупные компании. По наблюдениям наших экспертов, они идут по пути четкой специализации. Одни возят товары из интернет-магазинов, другие предлагают комплексное обслуживание клиентов, например, доставляя им канцтовары, различные расходники и прочее, что регулярно требуется в офисах предприятий и организаций. Многие предлагают более чем лояльные цены, например, если сумма заказа превышает 1000 рублей, его доставка обходится клиенту бесплатно.

«Региональные компании имеют своих клиентов, но сложно определить перспективы их развития, – говорит Павел Голяков. – У них единственный путь – формировать для своих клиентов более интересные предложения и более выгодные цены, проводить какие-то акции, дополнительные услуги и прочее. В нашем бизнесе очень важен фактор сложившихся партнерских отношений. У компании есть определенный круг постоянных клиентов, которые лояльны к ней. Чаще всего переманить их в другую фирму бывает очень сложно, даже, несмотря на более выгодные условия».

По мнению экспертов, особенно это заметно в регионах, в частности, в Рязанской области. Московские предприятия – клиенты экспресс-перевозчиков – более мобильны в смене своих партнеров. Этим и объясняется тот факт, что в Рязани на рынок экспресс-доставки войти гораздо сложнее, чем в столице. Высокодоходным этот бизнес становится только при больших масштабах перевозок. По данным «Почты России», объем рынка составляет 200-250 млн. долларов, из них около 150 миллионов приходится на международную доставку, более 70% которой контролирует «большая четверка».

Маленькие региональные компании зарабатывают только «на хлеб с маслом», и в Рязани чаще всего это становится лишь семейным бизнесом. Хотя известны случаи, когда из региональных фирм вырастали крупные федеральные компании. Так, например, на рязанском рынке работает филиал фирмы «Экспресс-курьер», родиной которой является Новосибирск. Но это город, не сравнимый по численности с Рязанью, да и географическое положение играло здесь далеко не последнюю роль. Все же близость Рязанского региона к столице далеко не всегда положительно сказывается на развитии того или иного бизнеса.

Надо отметить, что после проведенной масштабной реструктуризации «Почты России» у этого крупного федерального игрока также появилась услуга экспресс-доставки. Была создана собственная служба экспресс-почты, которая получила название «ЕМС Почта России». Благодаря разветвленной внутренней сети, возможности устанавливать низкие тарифы на отправку корреспонденции и быстро оформлять грузы на таможне, «ЕМС Почта России» охватила существенную долю рынка и всерьез заговорила о своем лидерстве.

Но все-таки, по отзывам клиентов компаний, занимающихся экспресс-доставкой, «Почта России» пока не может составить серьезную конкуренцию крупным иностранным, да и многим федеральным игрокам. Здесь сохраняется недостаточно гибкая система работы с клиентами. Например, частная компания почти всегда готова прислать курьера к клиенту домой или в офис за отправлением практически в любое время дня и ночи. На почту же нужно идти самостоятельно. Кроме того, сроки доставки корреспонденции также оставляют желать лучшего, да и количество дополнительных услуг здесь пока минимально.

Реальную угрозу бизнесу экспресс-доставки в России могут составить возможности Интернета и намерения власти перевести весь документооборот между государственными структурами, с одной стороны, и гражданами и организациями, с другой, – в электронный вид. Уже сейчас многие документы можно отправлять только по телекоммуникационным каналам связи. Если этот процесс продолжится, то значительная часть корреспонденции, отправкой которой сейчас занимаются экспресс-перевозчики, от них уйдет. Как говорит Павел Голяков, «мы обсуждали этот вопрос в своей компании. Пока для нас угрозы нет, потому что все находится лишь на начальной стадии. Но вообще, если все госслужбы начнут работать с гражданами и предприятиями по Интернету, то для нас возникнет определенная опасность. Потому что сейчас многие организации отправляют документы в бумажном виде – все отчеты, бухгалтерские документы. Конечно, если все это переведут в электронный вид, мы таких клиентов неизбежно потеряем».

Мнение эксперта

Павел Голяков, менеджер по работе с клиентами компании «Даймэкс-Рязань»

«Сейчас на рязанский рынок экспресс-почты новому игроку войти довольно сложно, наш бизнес – высококонкурентный. Кроме того, сказывается фактор почти дружеских отношений с клиентами, которые давно работают с одной организацией, доверяют ей и пользоваться услугами другой фирмы не хотят. Переманить клиентов сложно. Хотя на самом деле есть другие компании, которые предлагают более выгодные условия, более интересные предложения».

Работодатели скоро отдохнут

Работодатели скоро отдохнут

С 2014 года больничные в России будет оплачивать не работодатель, а Фонд социального страхования. Об этом сообщил председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев.

В ФСС пояснили, что с 1 июля началась «обкатка» нового порядка оплаты больничных в двух «пилотных» регионах – Нижегородской области и Карачаево-Черкесии. Теперь там пособия по больничным будут рассчитывать региональные отделения фонда, а затем выплачивать их напрямую на лицевой счет в банке работающим людям, либо, по их желанию, направлять им деньги по почте.

«Для граждан механизм обращения за начислением пособия останется прежним, – пояснили в фонде. – Работник, как и раньше, может подать больничный по месту работы, но может обратиться с ним и напрямую в фонд соцстраха по месту жительства». Таким образом, работодатель перестает быть посредником при таких выплатах, хотя полностью его участие в назначении пособия не исключается – ведь придется подтверждать, что человек работает там, где указано в больничном листе.

 

 

Объявлен конкурс на займы

Объявлен конкурс на займы

Министерство экономического развития и торговли Рязанской области информирует о том, что Рязанский областной фонд поддержки малого предпринимательства объявляет конкурс на предоставление займов субъектам малого и среднего предпринимательства.

Конкурс проводится в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Рязанской области в 2010-2012 годах».

Из областного бюджета на данный конкурс будет выделено 7 млн. рублей.

Комплект конкурсной документации можно получить в Рязанском областном фонде поддержки малого предпринимательства по адресу: г. Рязань, ул. Ленина, 45, каб. 4 или на сайте: www.rofpmp.rzn.ru.

Заявки с прилагаемыми к ним документами принимаются РОФПМП до 12 сентября по рабочим дням с 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 18.00 по адресу: г. Рязань, ул. Ленина, 45, каб. 4. Заседание Высшего Совета РОФПМП по подведению итогов конкурса состоится 16 сентября в 12:00 по адресу: г. Рязань, ул. Ленина, 45, каб. 5.

© businessweek62
Бесплатный хостинг uCoz