Официальный сайт бизнес- еженедельника "Деловая Неделя" www.dn62.ru |
для тех, кто умеет зарабатывать и тратить |
|
Лицо с обложки Предложение превышает спросКаждый предприниматель в своей деятельности сталкивается с теми или иными вопросами, которые можно решить только с помощью специалистов Отдела предпринимательства, потребительского рынка и наружной рекламы администрации города. Задача этой структуры – создание благоприятных условий для обеспечения жителей Рязани услугами общественного питания, торговли, бытового обслуживания и содействие развитию малого и среднего бизнеса. Согласитесь, весьма разносторонняя работа, требующая много времени и профессионализма. А с недавних пор в сферу деятельности отдела включили и регулирование вопросов, касающихся размещения наружной рекламы. Поменялось и руководство. 1 марта отдел возглавил Сергей Маслов. Поскольку эта городская структура напрямую связана с проблемами наших читателей, мы встретились с ее новым руководителем. Сергей Вячеславович по нашей просьбе охарактеризовал работу своего подразделения и уровень развития потребительского рынка города. – 1 марта вы возглавили отдел предпринимательства, потребительского рынка и наружной рекламы администрации г. Рязани. Как вы оценили работу отдела, его состояние и квалификацию сотрудников? Планируете ли что-то менять в работе вашей структуры? – Лично меня положение дел в нашем отделе устраивает процентов на 90. У нас не первый год работают грамотные и высококвалифицированные специалисты, которые успешно справляются с возложенными на них задачами. Они прекрасно знают свое дело, и мне такой коллектив нравится. Несмотря на огромный пласт работы, все процессы четко отлажены. Так что никаких кардинальных изменений не планируется. – Имеет ли рязанский потребительский рынок свои особенности, как его можно охарактеризовать? – Если сравнивать потребительский рынок Рязани с другими регионами и с районными центрами Рязанской области, то можно сказать, что развивается он очень динамично и на общем фоне выглядит достаточно привлекательно. Один из основных показателей, характеризующих рынок, – обеспеченность населения города площадями торговых объектов. У нас этот показатель составляет порядка 127%. Как видите, предложение намного превышает спрос. Соответственно, можно говорить и о довольно высоком развитии предпринимательской деятельности. – Слышала, что в последнее время что-то изменилось в порядке размещения объектов торговли? Так ли это, и каких именно объектов коснулись изменения? – В размещении объектов стационарной торговли никаких изменений нет. Любой предприниматель, имеющий собственные площади или занимающий их по договору аренды, может начать свою деятельность – открыть магазин, кафе и т.д. Это его право. А вот порядок размещения нестационарных торговых объектов (киоски, павильоны, автолавки и т.д.) на территории города Рязани после вступления в силу Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» изменен. В соответствии с федеральным законодательством приняты ряд нормативных правовых актов Рязанской области и муниципального образования – городской округ город Рязань, регулирующих возможность их размещения. С муниципальными правовыми актами любой предприниматель может ознакомиться на официальном сайте администрации города в сети Интернет. – Но сейчас лето, скоро начнется сезон бахчевых – арбузов, дынь, львиная доля которых, как известно, продается именно с уличных лотков. Не возникнет ли дефицита этой сезонной продукции из-за вашего решения снизить количество торговых точек? – Давайте смотреть правде в глаза. В большинстве городских продовольственных магазинов имеются овощные отделы, где в летний сезон организована продажа бахчевых культур, а в гипермаркетах данная продукция продается чуть ли не круглый год. На 17 универсальных и 1 сельскохозяйственном рынке города около 80 мест ежегодно отводится на продажу арбузов и дынь. Вся продукция здесь проходит строгий контроль, имеются необходимые документы, подтверждающие пищевую безопасность. Поэтому я полагаю, что жители города и не заметят незначительное уменьшение нестационарных торговых объектов на территории Рязани. Больше того, необходимо отметить, что цены в стационарных предприятиях торговли зачастую ниже, чем в объектах, расположенных на улицах города. – Еще в прошлом году ваш отдел не занимался наружной рекламой. Сейчас в зону его деятельности данные вопросы включены. Насколько оправданно, по вашему мнению, было такое решение? – На самом деле вопросами размещения наружной рекламы отдел начал заниматься еще до того, как я возглавил данную структуру. Руководство города вполне справедливо посчитало, что наружная реклама также является элементом коммерческой деятельности и намного ближе к потребительскому рынку и предпринимательству. Конечно, работы прибавилось, зато мы имеем возможность предложить нашему рынку больший спектр услуг, а также в любой момент проконтролировать положение дел в данной сфере. На мой взгляд, это было оправданное решение. Кстати, кроме наружной рекламы мы также занимаемся и вопросами размещения на территории города временных сооружений. – Наружная реклама – традиционно очень больной вопрос для предпринимателей нашего города. Например, до сих пор возникают проблемы при разграничении понятий наружной рекламы и вывески, поступает много жалоб на то, что порой на вывеску тоже требуется согласование и разрешение администрации города. – Это вообще отдельный вопрос, давно пора прийти к пониманию, что означают эти термины и чем отличается наружная реклама от вывески. Наше подразделение выдает разрешение только на размещение объектов наружной рекламы. Порядок размещения вывесок и их содержание регулируется абсолютно другими нормативными актами. В нашу компетенцию эти вопросы не входят. Хозяйствующий субъект обязан разместить информационную вывеску своего предприятия на входной группе объекта, которая должна содержать только потребительскую информацию в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» и утвержденными правилами торговли. Если же дело касается рекламы, то после предоставления предпринимателем пакета необходимых документов специалисты соответствующего подразделения нашего отдела проводят необходимые согласования и в установленные сроки выдают разрешения. – В данный момент отдел потребительского рынка проводит конкурс «Лучший субъект малого (среднего) предпринимательства города Рязани». Насколько активно предприниматели принимают в нем участие? – К сожалению, степень активности очень низкая. Причем мы размещали информацию о конкурсе в средствах массовой информации, обращались в общественные организации по поддержке предпринимательства с просьбой посодействовать, подтолкнуть малый бизнес к участию в конкурсе. Но откликов до сих пор маловато, несмотря на то, что до окончания подачи заявок осталось чуть больше месяца – до 31 августа. Пользуясь случаем, мне хочется еще раз пригласить всех предпринимателей Рязани принять участие в конкурсе. – Как вы думаете, с чем связана низкая активность предпринимательского сообщества? – Я считаю, что до сих пор есть определенная боязнь предпринимателей предавать огласке суть своего бизнеса. Это, наверное, вопросы менталитета. Даже несмотря на то что до минимума сократили конкурсную документацию, заявок мало. Но этот минимум нам просто необходим для объективной оценки участников при подведении итогов конкурса. Хочу уверить, что эти документы останутся конфиденциальными и информация не будет доступна третьим лицам. Это обычные документы, которые предприниматель предоставляет в налоговые органы, в другие ведомства для традиционной отчетности. Подробнее ознакомиться с перечнем документов можно на официальном сайте администрации города Рязани в разделе «Бизнесу». Участие в конкурсе бесплатное. Основная номинация – «Лучшее предприятие по итогам 2010 года», дополнительные – за лучший пакет социальных гарантий работникам предприятия; за благотворительность и меценатство; за выпуск товаров на базе высоких технологий; за заботу об окружающей среде; успешный старт (для компаний, работающих с 2010 года). Каждый предприниматель и предприятие может принять в нем участие. Информация о победителях конкурса будет доведена до населения Рязани. Конкурс проводится не первый раз, итоги прошлогоднего можно также посмотреть на нашем сайте. – Как складываются ваши отношения с общественными организациями по поддержке малого и среднего бизнеса? – Мы сотрудничаем с Торгово-промышленной палатой Рязанской области, встречались с ее руководством в мае и июне, обсуждали проект целевой программы развития малого и среднего предпринимательства города Рязани. С общественной организацией «Опора России» была организована встреча в июне по вопросу размещения наружной рекламы. Так что, я считаю, у нас складываются вполне конструктивные отношения с предпринимательским сообществом. Хотя, безусловно, есть к чему стремиться в данном направлении. – Какие планы у отдела потребительского рынка на ближайшее время? – У нас очень много текущей ежедневной работы. Так что каких-то глобальных планов не строим. Из перспективного – планируем развивать направление по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Сейчас, например, уже утверждена ведомственная целевая программа развития «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Рязани на 2011-2012 годы», предусматривающая комплекс мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса. Также постараемся более тесно сблизиться с общественными организациями, сотрудничать с ними, в том числе при реализации мероприятий программы, что позволит нам оказывать им более активное содействие в решении вопросов, волнующих малый и средний бизнес. В целом, главное для нас – это хорошо делать свою работу, чтобы не было жалоб и претензий ни со стороны участников рынка и потребителей, ни от предпринимателей и жителей города. – Вопросы защиты прав потребителей также относятся к компетенции специалистов вашего отдела? – Совершенно верно, этими вопросами у нас занимаются квалифицированные специалисты, и все желающие могут обращаться за консультациями по вопросам защиты прав потребителей. Информационно-консультационная помощь потребителям оказывается нашими специалистами на безвозмездной основе. – А много сейчас бывает жалоб на рязанских предпринимателей? – Должен сказать, что достаточно много. Только за 2010 год в отдел обратилось более 5 тыс. потребителей. Но во всех случаях мы очень тщательно разбираемся и даем консультации потребителям, как поступать и как вести себя в каждом конкретном случае. – Сколько человек работает сейчас в отделе, успеваете ли справляться со всей работой? – У нас работает 24 человека, но сфера деятельности, конечно, большая, и направления совершенно различные. Стараемся справляться своими силами, хотя летом, в период отпусков, всегда сложно, напряженность возрастает. Но так в любом ведомстве и, наверное, в любой организации. – Сергей Вячеславович, наших читателей заинтересует, чем вы занимались до того, как возглавили отдел? Где работали? – На протяжении 10 лет я работал на Рязанском станкостроительном заводе. Начинал начальником отдела по маркетингу, затем был заместителем директора по маркетингу. Потом некоторое время занимался частным бизнесом. Когда узнал, что проводится конкурс на замещение вакантной должности руководителя отдела предпринимательства, потребительского рынка и наружной рекламы администрации города, представил свою кандидатуру на конкурс и победил. – И как ваши впечатления? Вам нравится ваша сегодняшняя работа? – Она гораздо сложнее, чем все то, чем я занимался раньше. Но постепенно вхожу в курс дела, привыкаю, начинаю мыслить несколько иначе, другими категориями. – Сейчас в администрации сформирована новая команда управленцев. Как бы вы ее оценили, интересно работать с такими людьми? – Более чем интересно. У нас налажен конструктивный диалог, это действительно команда единомышленников, которая пришла делать общее дело – работать для Рязани и рязанцев. Фотограф: Иван Пантюшин
В центре внимания Туризм подорожает?Одним из последних законов недавно завершившейся весенней сессии Госдумы стали поправки в Закон «Об особых экономических зонах», а точнее, о туристических кластерах, то есть поправки в закон об основах туристической деятельности. Они направлены на повышение ответственности турбизнеса и качества предоставляемых услуг. Эксперты рязанского рынка туриндустрии в один голос утверждают, что привести в порядок законодательство о туризме давно пора. Особенно после недавних скандалов и ряда банкротств крупных туроператоров, за грехи которых в некоторых случаях пришлось расплачиваться рязанским туристическим агентствам. Уже сейчас с рынка был вынужден уйти ряд турагентств, среди которых и крупные и опытные игроки. Но законы в нашей стране очень часто разочаровывают тех, кому они, собственно, адресуются. Всем экспертам понравился пункт в поправках, касающийся снижения финансовой нагрузки на перспективное направление въездного туризма. Это позволит развивать внутреннюю туриндустрию в России и привлекать инвестиции в этот бизнес, считают представители рязанских турагентств. Наиболее острую дискуссию в туристическом сообществе вызвало положение закона, предполагающее введение единственной формы договора между туроператором и турагентом, согласно которой турагент должен работать исключительно от имени и по поручению оператора. Рынок разделился на «за» и «против». Многие эксперты считают, что положение закона не отвечает тем задачам, которые намерены решить законодатели. Туристу оно ничего не дает, кроме повышения цены на туруслуги. Для бизнеса никакой катастрофы не произойдет, рынок перестроится, крупным туроператорам с точки зрения продвижения турпродукта это может быть даже выгодно. Не страшно и неминуемое сокращение турагентств, их действительно сегодня больше рыночных потребностей. Но на перестройку работы туроператорам потребуется время и затраты. Кроме того, чтобы обезопасить свой бизнес, туроператоры будут работать с агентствами только на условиях предоставления немалых депозитов. Сейчас с агентств берут депозиты лишь немногие операторы, как правило, до 150 тысяч рублей. Агентств станет меньше – конкуренция снизится. Оставшиеся агентства, чтобы выжить, вынуждены будут повысить цены на свои услуги. В результате потребитель неизбежно получит повышение стоимости путевки, куда войдут все затраты. При этом новая форма сотрудничества агентов и операторов никак не защитит потребителя от банкротств и мошенничества и не будет способствовать повышению качества туруслуг: механизма защиты как не было, так и нет. Тем не менее, представители Минспорттуризма с такой оценкой не согласны. Они считают, что по существующему закону туроператор несет всю ответственность перед туристом, и заключение агентом договора от его имени – только логичное продолжение уже существующего положения. Туроператор будет более ответственно подходить к выбору агентств. Недобросовестные агенты будут вынуждены уйти с рынка, останутся только надежные и проверенные, с которыми готовы работать операторы. Ассоциация туроператоров России (АТОР) полагает, что для защиты потребителя необходимо введение обязательного института саморегулирования туроператорского рынка и создание компенсационного фонда. Очевидно, что сами туроператоры не примут в свое сообщество неблагонадежного коллегу, подобного, например, «Капитал-туру». Если туроператор не входит в отраслевое сообщество, значит, сами участники рынка не уверены в его надежности. У агентов и у потребителя появляется реальный критерий, чтобы оценить оператора. Второй путь – для повышения ответственности турагентов введение для них финансовых гарантий. То есть турагент будет сам отвечать перед туристом за свою некачественную работу, например, за недостаточное информирование клиента о турпродукте. АТОР также предлагает ввести в закон пункт о дисквалификации на профессию. То есть если известны конкретные лица мошеннических действий в отношении туристов, то их следует лишать в дальнейшем возможности заниматься туристической деятельностью. Некоторые турагенты опасаются, что в случае принятия поправки операторы при заключении договоров будут требовать от агентов отказа от сотрудничества с конкурентами, тем самым будет утрачена сама суть их деятельности – поиск тура исходя из запроса клиента. Кроме того, агентства фактически станут представителями крупных туроператов, а это скажется на ассортименте. Точка зрения Владимир Воробьев, президент компании «Натали Турс» «У агентов возрастут финансовые вложения для работы с крупными операторами на туррынке. Кто с этим не справится, будет работать с туроператорами второго и третьего «эшелона» или с «нишевыми туроператорами». Поправки в закон приведут к положительным изменениям и будут способствовать защите потребителей. Каждый год исчезает 200-300 агентств с деньгами клиентов, и по существующему законодательству туроператор не несет за это ответственности. » Обзор рынка Страховое укрупнениеДля страховщиков 2011 год проходит под знаком скорого передела рынка. Далеко не все его игроки встретят в добром здравии грядущий Новый год: набрать необходимые 120 млн. рублей уставного капитала удастся не каждому. Зато оставшийся «крупняк» не оставит высвободившихся клиентов без своей неустанной заботы. По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), на начало апреля 2011 года на рынке страховых услуг Рязани действовали 54 страховые организации. Единственной местной фирмой продолжает оставаться МСК «Страж», которая занимает по итогам первого квартала по размеру страховых премий почетное седьмое место. Конкурировать аборигену приходится с филиалами и представительствами страховых компаний с головными офисами в Москве и Подмосковье, Воронеже и Нижнем Новгороде, Ханты-Мансийске и Когалыме. В I квартале 2011 года российский страховой рынок, к удивлению многих, продемонстрировал весьма высокую динамику роста. Что интересно, выросли практически все сегменты страхового рынка – жизнь, добровольное медицинское страхование (ДМС), автокаско, страхование от несчастных случаев, недвижимости, финансовых рисков и т.д. В результате за первые три месяца текущего года на рязанском страховом рынке зафиксирован прирост поступлений на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (без учета обязательного медицинского страхования – ОМС). Основными сегментами – драйверами роста стали личное страхование (25%) и страхование имущества (кроме страхования ответственности) – 19%. Общая сумма страховых премий за первый квартал этого года составила 547,52 млн. рублей, а выплаты – 287,717 млн. рублей, что на 4% больше, чем за аналогичный период 2010 года. Рост происходит в основном за счет увеличения сборов крупнейших компаний, и на рынке отмечается усиление концентрации бизнеса. Доля топ-10 страховых компаний региона по итогам первого квартала 2011 года (без учета ОМС) достигла 82,6% от собранных премий, в то время как за аналогичный период прошлого года – 79%. Скорее всего, мы являемся свидетелями набирающего силу восстановительного роста страховой отрасли. Вслед за увеличением продаж новых автомобилей оживляется автокаско. Развитие банкострахования толкает вверх объемы бизнеса по страхованию жизни (как краткосрочных договоров с банковскими заемщиками, так и накопительного страхования жизни) и страхованию от несчастного случая. Пожары прошлого лета резко увеличили интерес физических лиц к страхованию индивидуального жилья. Говоря о лидерах рязанского рынка страхования, важно отметить выход на третье место по общим сборам (кроме ОМС) с 11-го компании «РОСНО». По этому показателю она по итогам первого квартала занимает 7,5% рынка вслед за «Росгосстрахом» (23%) и «РЕСО-Гарантия» (15%). Рост доли «РОСНО» объясняется разительным увеличением сборов по личному страхованию (кроме страхования жизни). «АльфаСтрахование», «Согласие», ВСК и МСК «Страж» делят по 6,3-7,3% рынка, «Уралсиб» и «Ингосстрах» держат по 3,5%. На остальные четыре десятка страховых организаций, действующих в рязанском регионе, приходится менее 20%. Клиент не заметит потери бойцов Страховой рынок растет, о чем свидетельствуют его основные показатели. Но тенденции этого роста, как, собственно, и самого рынка, определяются, в том числе, и теми изменениями, которые готовят законодатели. Несмотря на сложившуюся в общем систему регулирования отношений, эксперты полагают, что сама система объективно нуждается в корректировке под меняющиеся потребности рынка. В этой модернизации ряд законопроектов относятся к наиболее важным. С 1 января 2012 года вступает в силу закон о минимальном размере уставного капитала страховой компании, который поднимается до 120 млн. рублей. Эксперты единодушны в том, что такое новшество не пройдет для рынка бесследно. В результате такой государственной политики неизбежно сокращение количества игроков. Кто-то не сможет найти дополнительные источники для увеличения капитала и уйдет с рынка, а кто-то пойдет на объединение с другой компанией. В целом, в 2012 году количество страховых компаний в России может сократиться на 60%, заявил глава ФССН Александр Коваль. «Увеличение норматива по минимальной величине уставного капитала страховщиков осуществляется не в первый раз, – напомнил руководитель Росстрахнадзора. – Каждый раз это сопровождалось значительным сокращением числа операторов рынка. Эта мера стимулирует страховщиков наращивать размер собственных средств, тем самым увеличивая свою платежеспособность и финансовую устойчивость. Причем увеличение минимального уставного капитала может происходить не только путем прямого вливания инвестиций, но и путем слияния и присоединения страховщиков». Так и случилось в этом году с некоторыми страховыми компаниями, представленными в Рязани. Например, 8 апреля этого года завершился процесс юридического присоединения ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» к ОАО «СГ МСК». Теперь компании работают на страховом рынке под единым брендом «Страховая группа МСК». По данным компании «Росгосстрах», почти 42% организаций – членов Российского союза автостраховщиков не располагают уставным капиталом в размере, который потребуется им в 2012 году в силу закона. Реальность такова, что мелкие и средние компании покидают рынок, что приводит к перераспределению их долей среди крупных игроков. Небольшим страховым организациям крайне сложно найти покупателя или инвестора, поскольку крупной фирме дешевле и надежнее создать филиал на базе бывшего страховщика. Впрочем, не все участники рынка ожидают серьезных сделок по слияниям и поглощениям, отмечая, что у операторов рынка, обладающих значительным портфелем договоров классического страхования, уставные капиталы уже значительно выше необходимых. Учитывая, что новым требованиям к минимальному размеру уставного капитала не соответствует более половины операторов страхового рынка, массовое сокращение страховщиков неизбежно. В то же время на страховой рынок этот процесс не окажет серьезного влияния, считают эксперты, ибо эти компании собирают менее 7% страховой премии. Законодательные инициативы С января этого года началось поэтапное вступление в силу закона №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании», мероприятия которого распланированы до 2015 года. Финишной точкой в этом процессе станет внедрение единой электронной карты, выдаваемой каждому гражданину для получения медицинской помощи по всей территории России. Что касается страховых компаний, то эксперты отмечают, что пока им не приходилось реально бороться за выбор клиентов. С 2012 года определятся позиции, по которым им можно будет конкурировать, но уже сегодня очевидно, что теперь страховщики начнут осмысленную борьбу за застрахованного. Если закон об ОМС, принятый в рекордно короткие сроки, уже вступил в силу, то сельское хозяйство до сих пор ждет нововведений. Разработка новой концепции страхования сельхозрисков велась уже давно. Но только после прошлогодней засухи эта концепция наконец-то обрела форму конкретного законопроекта – «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой». В Минсельхозе рассчитывают, что закон позволит снизить стоимость страхования, увеличить долю застрахованных площадей до 50-70% и сократить расходы федерального бюджета на компенсацию ущерба при чрезвычайных ситуациях. Работа по подготовке к страхованию опасных производственных объектов (ОПО) идет, но остается комплекс нерешенных вопросов, касающихся того, как заработает закон и какие документы будут приняты. Реально с января 2012 года этот рынок только начнет формироваться, и поначалу серьезным драйвером роста страхования быть не сможет. Когда эта статья готовилась к печати, в «Российской газете» было опубликовано постановление правительства Российской Федерации, из которого следует, что с 27 июля вырастут региональные коэффициенты страховых тарифов по ОСАГО. Директор представительства Нижегородского филиала СК «Транснефть» Алексей Яловенко привел расчеты, взяв для примера самый распространенный автомобиль от 70 до 100 л.с. Если раньше полис ОСАГО стоил 2574 рубля, то теперь он обойдется в 3328 рублей. То есть повышение составит 46%. Для аналогичной машины, зарегистрированной в Рязанской области, полис ОСАГО в 1287 рублей теперь вырастет до 1960 рублей (рост – на 52%). Одной из причин повышения региональных коэффициентов является инфляция. Ведь нередко показатели работы страховых компаний, занимающихся ОСАГО, связанные с уровнем выплат, превышают критический порог убыточности. По этой причине рынок покинул ряд страховых компаний. Три составные части «Есть три главных способа продаж страховых продуктов, – поясняет директор филиала ООО «Росгосстрах» в Рязанской области Ирина Митрошина. – Это агентский канал, офисный канал и через партнеров. Какой из них эффективнее и приоритетнее, сказать сложно: смотря что нужно конкретному клиенту. Если, к примеру, ему требуется застраховать дачу, то, конечно, удобнее, чтобы приехал агент. Ведь недвижимость нужно осмотреть, оценить…» С коллегой соглашается директор Рязанского филиала ОАО «АльфаСтрахование» Елена Романова: «Все зависит от вида страхования. Если это, допустим, транспорт, то работает в основном партнерский канал – автосалоны. Когда дело касается имущества юридических лиц и ипотеки – здесь на первый план выходят банки». Основу бизнеса в страховании составляет работа прямых продавцов. «Бесспорно, хорошие кадры нужны всегда и всем, – отмечает Алексей Яловенко. – Но специализированных учебных заведений по страхованию нет, и лишь в отдельных вузах начала появляться специализация «Страховое дело». Переманивать готовых специалистов, как правило, дорого. Поэтому все компании обучают молодых сотрудников самостоятельно». В нынешней рыночной ситуации непросто найти талантливых сотрудников, поэтому кадры приходится растить самим. И чем больше вкладывается усилий в подготовку кадрового состава, как в финансовом, так и в эмоциональном смысле, тем эффективнее будет отдача. «В «Росгосстрахе» высокоразвитая система обучения: свой тренер с огромным количеством тренингов, несколько бизнес-школ и корпоративный университет, – рассказывает Ирина Митрошина. – На страховом рынке наблюдается дефицит кадров, которые желают сделать карьеру, начиная с азов. Многие хотят сразу получать высокую зарплату и занимать руководящие должности». С точки зрения организации продаж подходы, по мнению руководителя филиала «Росгосстраха», должны быть сбалансированы. На страховом рынке Рязани уровень конкуренции высок и продолжает расти, поэтому успеха могут добиться только те участники, которые соответствуют определенным критериям. Что нужно сегодня для эффективной работы страховщика на региональном уровне? «Главное для успешной деятельности страховой фирмы – это репутация компании, хорошо себя зарекомендовавший громкий бренд и развитая сеть продаж. Ведь чем больше число офисов, тем удобнее для страхователя», – отмечает Ирина Митрошина. «Естественно, необходимо качественное оказание услуг, квалифицированный коллектив, а рейтинг надежности компании должен быть высоким», – дополняет Елена Романова. Присутствие на рынке полусотни конкурентов заставляет игроков искать самые действенные средства продвижения продаж. Страховые компании в основном стараются рекламировать сам бренд, повышая его узнаваемость. Ирина Митрошина обращает внимание, что в последнее время заметна тенденция, когда после публикаций в прессе звонят граждане и выясняют подробности о том или ином страховом продукте. «Хороший эффект дают и круглые столы для юридических лиц, которые мы организуем, в том числе с партнерами», – подчеркивает наша собеседница. Алексей Яловенко считает лучшим средством рекламы сотрудников, которые занимаются прямыми продажами. Помочь корпоративным продажам, полагает он, способно, к примеру, такое издание как «Деловая неделя», на страницах которой уместно рассказать руководителям, допустим, о преимуществах для предприятия добровольного медицинского страхования… Старые новые ниши Прогнозируя ближайшее будущее, можно быть уверенным, что движение финансовых потоков в регионы будет системным, и эта динамика будет поддерживаться не только в 2011 году, но и в последующие годы. Поэтому общий прогноз развития рязанского страхового рынка оптимистичен. Следующие 10 лет – это эпоха ипотеки и страхового бизнеса, в том числе розничного. По мере того, как люди обзаводятся собственностью, они начинают чаще прибегать к страхованию. Вначале страхуют автомобиль, затем – имущество, потом – здоровье и жизнь. Многие эксперты предрекают в розничном страховании настоящий бум. Российский рынок во многом повторяет путь западного. Но в Европе возможности роста клиентской базы почти исчерпаны, а уровни процентных ставок не создают серьезных стимулов к накоплению. В нашей стране ситуация обратная – практически нулевая клиентская база по добровольному пенсионному страхованию и страхованию жизни. Вот это – ниша, которую займут прозорливые страховщики. 2011 год станет периодом консолидации рынка за счет ухода компаний, которые не могут выполнить новые требования к капиталам, размещению резервов и собственных средств. Как одно из следствий, ускоренно продолжится дальнейшая концентрация бизнеса. За счет падения остального рынка усилится его перераспределение в пользу компаний-лидеров. Основные игроки на страховом рынке уверенно преодолевают последствия прошедшего финансового кризиса, и у них есть серьезный шанс закрепить свои позиции и быть готовыми к защите имущественных интересов клиентов вне зависимости от экономической ситуации. Мнение экспертов Ирина Митрошина, директор филиала ООО «Росгосстрах» в Рязанской области «Встряска страхового рынка произошла в прошлом году после природных пожаров. По нашей статистике, только 40% сгоревших домов б |
© businessweek62
|