Официальный сайт бизнес- еженедельника "Деловая Неделя" www.dn62.ru |
для тех, кто умеет зарабатывать и тратить |
|
Лицо с обложки Работаем для вас!Вы еще помните те времена, когда в нашем городе работало только одно такси – Рязанский таксопарк? А сегодня рынок пассажирских перевозок является одним из самых конкурентных сегментов бизнеса в Рязани. Успех, стабильная прибыль, уважение потребителей – все это приходит только к тем предприятиям, кто честно и профессионально работает, заботясь о комфорте клиентов и об интересах всего города в целом. В данный момент все компании, оказывающие услуги такси, замерли в тревожном ожидании – 1 сентября вступает в силу Федеральный закон №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Некоторые пункты этого закона напрямую касаются деятельности таксомоторных предприятий, но как реально их исполнять, пока не знает практически никто. Даже успешные предприятия, много лет работающие на рынке пассажирских перевозок… Таковым, например, является компания «Радио-Такси». Я встретилась с директором этого предприятия Ольгой Лапшиной и попросила ее прокомментировать основные положения закона, вызывающие наибольшие проблемы. Но в начале интервью не удержалась от вопроса: – Большинство людей считает, что фирмой такси должен руководить мужчина… Вы полностью опровергаете этот стереотип, на протяжении 8 лет успешно управляя таким предприятием. Как вы вообще пришли к идее создать этот бизнес? – Между прочим, я не единственная женщина в нашем городе, которая возглавляет фирму такси. Для меня это было дело случая. Я в прошлом учитель, но помните, какие смутные времена были… Надо было зарабатывать деньги, чтобы прокормить семью. – А сами вы водите автомобиль? – Нет, никогда не испытывала такого желания. Я к женщинам за рулем отношусь несколько насторожено. Хотя в нашем такси есть четыре дамы, которые отлично водят автомобиль и даже являются некой изюминкой нашей организации. – В вашем сегменте бизнеса сегодня очень высокая конкуренция. Какими преимуществами обладает ваша компания, что позволяет вам занимать лидирующие позиции? – Конкуренция действительно высокая. Когда мы начинали, на рынке было всего четыре компании, занимающиеся таким видом деятельности, а сегодня их порядка 40. Какими преимуществами мы обладаем? Можно, конечно, отметить тот факт, что у нас одни из самых низких тарифов в городе, но это далеко не главное в нашем бизнесе. В совокупности критериев успешности стоимость перевозок занимает 4-5 место по значимости. А главное, наверное, все-таки уровень сервиса, вежливое и культурное отношение к клиентам. Одним словом, качество обслуживания. Тембр голоса диспетчера, красивый мелодичный голос телефониста – все это является первым шагом на пути составления мнения о работе компании в целом. К водителям предъявляются не меньшие требования: обладать не только высоким профессиональным уровнем, но и уметь вежливо, культурно, обходительно относиться к клиентам. Каждому пассажиру доставит удовольствие, если водитель перед ним откроет дверь, поможет уложить вещи, приветливо поздоровается, сможет поддержать приятный разговор. Захочется воспользоваться его услугами еще и еще раз. Самым важным критерием для работы фирмы такси является предоставление автомобиля в любой район города и оперативность при подаче машины. А это напрямую зависит от количества автомобилей в организации. Данный фактор также является нашим конкурентным преимуществом. Кроме того, мы предлагаем клиентам отработанную дисконтную систему скидок (каждая пятая поездка является призовой). Не без гордости могу сказать и еще о нескольких маленьких, но таких ценных для наших потребителей моментах, которые создают дополнительные удобства. Во-первых, мы никогда не держим клиента «на трубке», особенно это важно для тех, кто звонит с мобильного телефона. Находим машину и перезваниваем сами, экономим, таким образом, деньги клиента. Во-вторых, у нас на предприятии внедрена специализированная компьютерная программа «Радио-Такси»: если вы хотя бы единожды воспользовались нашими услугами, вам достаточно назвать номер своего телефона , а адрес нам уже известен. Эта же программа позволяет нам принимать предварительные заказы клиентов. Это очень удобно для тех, кто уже заранее знает, когда ему будет нужна машина, например, если утром запланирована поездка в аэропорт или на вокзал. Можно избежать ненужных волнений непосредственно перед выездом. Кстати, почти все на нашем рынке отказались от системы предварительного заказа, потому что это очень большая ответственность. Мы не спешим отказываться, поскольку это комфорт наших потребителей. Работаем мы и с корпоративными клиентами по безналичному расчету, и заключенный договор гарантирует, что заказ обязательно будет выполнен. Еще одно наше преимущество – наличие широкого спектра автомобилей от эконом- до бизнес-класса . – Вы сказали, что у вас работает всего четыре женщины. Значит, коллектив практически полностью мужской. Не сложно ли вам руководить мужчинами? – Я отношусь к ним как к партнерам. Хочу надеяться, что они ко мне относятся с уважением. Кстати, с мужским коллективом проще работать, чем с женским. – А удается ли у всех воспитать вежливость, научить правильному общению с клиентами? – На нашем предприятии разработан свод правил и инструкций, которые все должны соблюдать неукоснительно. У нас есть и очень действенный способ наказаний: лишение нарушителя заказов в течение определенного времени. Опыт показывает, что это достаточно действенная мера, поэтому основная часть коллектива старается вести себя по правилам. – Коллектив «Радио-Такси» стабилен или наблюдается какая-то текучка кадров? – Есть основной костяк, который работает уже давно, некоторые – с самого начала существования компании. Мы обеспечиваем заказами всех наших водителей. Зачем куда-то бежать, когда есть работа? Водители приходят к нам со своими автомобилями и работают по договорам, график работы свободный, но не противоречащий требованиям Трудового кодекса РФ. – Наказания у вас простые. А система поощрений есть? Может быть, создана внутрикорпоративная культура? – Ну, если вы об общих праздниках, то мы – нетипичное предприятие. В праздники у нас самый пик работы, так что отмечать некогда. Регулярно подводим итоги, выявляем лучших, есть своеобразная Доска почета, и это создает некое соревнование между водителями. – У вас в кабинете очень красивая и большая коллекция черепашек… И символ «Радио-Такси» – черепаха. Но ведь это очень медлительное существо. Почему же именно черепаха? – Кроме медлительности, черепаха символизирует долголетие и мудрость. А значит, стабильность, и я думаю, что мы полностью соответствуем этому определению. На протяжении восьми лет компания «Радио-Такси» растет и поступательно развивается. – Сейчас все предприятия по перевозке пассажиров живут в преддверии принятия Федерального закона №69 «О внесении изменения в отдельные законодательные акты РФ», некоторые пункты которого напрямую касаются деятельности таксомоторных компаний. Как бы вы прокомментировали эти изменения, как они скажутся на вашей деятельности? – С 1 сентября текущего года вступает в силу часть 1-я статьи 9-й Закона №69-ФЗ, «Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъектов РФ осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешение на осуществление данной деятельности…» Разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности или условии лизинга транспортного средства. На сегодняшний день немногие организации Рязани могут похвастаться собственным автопарком. Все работают либо на условиях аренды, либо заключают договоры с владельцами машин. В такие короткие сроки мы просто не успеем ничего сделать. Вряд ли кто-то сможет себе позволить приобрести большой автопарк. Есть вариант, когда каждый водитель, с которым заключен договор, оформит на себя ИП и получит разрешение. Но задумайтесь: пришли бы они работать к нам? В общем, что будет происходить на данном рынке услуг, если закон не пересмотрят, я не знаю. Возможно, будет серьезный скачок цен… А может, все это будет способствовать уходу в тень многих перевозчиков в стране?.. Кроме того, согласно пункту 16 ст. 9 данного закона одним из требований для получения разрешения является наличие таксометра. Вопросов нет! Оснастим свой транспорт таксометрами. Но опять же, к чему это приведет? Таксометр считает километры и время простоя. Если сейчас у нас есть фиксированные тарифы доставки от точки А в точку Б, и водитель стремится выполнить заказ как можно оперативнее, то с таксометрами, которые будут включать в оплату время простоя, он вряд ли будет вести себя так же. Особенно – учитывая городские пробки, ведь деньги все равно капают. А, в конечном счете, страдать будет потребитель. И что совсем уж кажется парадоксом: разрешение действует на территории субъекта РФ, если иное не предусмотрено соглашениями между субъектами РФ. Если такого соглашения по каким-то причинам не будет, мы не сможем выполнять заказы по перевозке пассажиров в другие регионы. А у нас заказы бывают не только в близлежащие областные центры, но и в Анапу, в Сочи, в Брянск. Что же нам делать? Опять прятаться, нарушать закон? Но, честно говоря, это уже не основная беда. Сейчас главное – с 1 сентября получить разрешение на право заниматься пассажирскими перевозками, а, как я уже сказала, в том виде, в котором мы видим закон сейчас, получить это разрешение практически невозможно. Осталось всего два с половиной месяца до времени «Ч», но пока никто даже не знает, кто будет заниматься выдачей разрешений, это тоже не определено. Повторюсь: закон нужен, деятельность регулировать надо, но должны быть реально выполнимые условия. Фотограф: Иван Пантюшин
В центре внимания Наблюдение ведет РязаньстатВесной закончился первый этап сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. «Перепись бизнеса» продолжается. Более того, в будущем году нас ожидает выборочное федеральное статистическое наблюдение за затратами на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) и результатами деятельности хозяйствующих субъектов. Рязаньстат сообщает, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. №201-р органами государственной статистики во втором квартале 2012 года по итогам за 2011 год будет проведено выборочное федеральное статистическое наблюдение за затратами на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) и результатами деятельности хозяйствующих субъектов всех отраслей экономики. Выборочное федеральное статистическое наблюдение затрат на производство и результатов деятельности хозяйствующих субъектов позволит получить информацию о таких важнейших параметрах производственной деятельности хозяйствующих субъектов, как: – выручка, оборот, объемы производства и продаж отдельных видов товаров, работ, услуг; – стоимость и состав расходов на приобретение сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий для производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг) по ОКПД; – затраты труда; – состав доходов и расходов бюджетных учреждений; – стоимость и состав основных, оборотных средств и нематериальных активов в разрезе детальных группировок продукции. Участие организаций в обследовании затрат на производство позволит руководителям предприятий получить дополнительный аналитический инструмент для управления производством. Объектами наблюдения будут являться все категории хозяйствующих субъектов: коммерческие организации; некоммерческие организации (включая бюджетные); индивидуальные предприниматели; нотариусы, занимающиеся частной практикой; адвокаты, учредившие адвокатский кабинет. Сплошному обследованию будут подвергнуты все коммерческие организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства. Остальные – малые предприятия, некоммерческие организации (включая бюджетные), индивидуальные предприниматели и т.д. будут обследоваться выборочно. Заполнение форм выборочного наблюдения связано с обработкой первичных документов, отражающих расходы на приобретение сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий для производства и продажи продукции. Руководителям и бухгалтерским работникам организаций необходимо наладить ведение накопительного учета затрат по видам расходов с 1 января 2011 года. Специалисты Рязаньстата обращают внимание руководителей организаций Рязанской области: участие в проведении сплошного наблюдения, проводимом органами государственной статистики, является обязательным согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 г. №620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета». Ответственность за непредставление данных предусмотрена Кодексом об административных нарушениях от 30.12.2001 г. №195 (статья 13.19). Органы государственной статистики гарантируют соблюдение строгой конфиденциальности данных, предоставленных участниками Сплошного наблюдения и их защиту от несанкционированного доступа. Полученная информация будет использоваться исключительно в обобщенном виде, и поэтому респондентам не следует опасаться, что данные будут использованы в ущерб их интересам. Для классификации информации о производимых товарах и услугах, в соответствии с их типами и видами экономической деятельности по общероссийским классификаторам ОКПД и ОКВЭД, представленной респондентами в произвольном словесном изложении, необходимо использовать «Автоматизированную поисково-идентификационную систему (словник)». В целях снижения нагрузки на респондентов разработан программный продукт «1С: Обследование затрат предприятий 8». Он будет размещен в свободном доступе на сайте Рязаньстата. Надо знать Формы федерального статистического наблюдения за затратами на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) и результатами деятельности хозяйствующих субъектов: – для крупных и средних предприятий (55 форм №ТЗВ-КСП в зависимости от вида экономической деятельности); – для бюджетных учреждений (Форма №ТЗВ-бюджет); – для некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (Форма №ТЗВ-НКО); – для малых предприятий (Форма №ТЗВ-МП); – для индивидуальных предпринимателей (Форма №ТЗВ-ИП). Все документы можно скачать на официальном сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области: http://ryazstat.gks.ru Обзор рынка Закон, не гони лошадей!С 1 сентября 2011 года в соответствии с федеральным законом вводится новый порядок работы легковых такси. На заседании президиума правительства Рязанской области, которое состоялось 14 июня, губернатор Олег Ковалев дал поручение подготовить нормативно-правовую базу для упорядочения деятельности перевозчиков. Участники рязанского рынка считают принятый закон невозможным для исполнения. По данным Олега Ковалева, сегодня в регионе работает более 4000 легковых такси. Сотрудничают эти машины с почти 40 специализированными организациями, которые подразделяются на два вида: с собственным автопарком и такси-диспетчерские, работающие с арендованными машинами или привлеченными водителями на личном автотранспорте. В отдельных случаях присутствует и смешанный вариант. Серьезным таксомоторным компаниям приходится делить «пирог» с таксистами-одиночками. Последним принадлежит, по разным оценкам, 10-15% местного рынка. Стихийные перевозчики по местам дислокации и линии поведения тоже подлежат классификации: завсегдатаи железнодорожных и автовокзалов, где «бомбят» потребителя высокими ценами; работающие «от бордюра» в местах скоплений людей; изредка выезжающие подзаработать извозом на личном транспорте горожане. Подавляющее число одиночек – бывшие работники компаний такси, знающие «кухню» и желающие трудиться исключительно на себя, а не на «дядю».
Зеленый огонек Рязанскому рынку свойственно, когда одному юридическому лицу принадлежат несколько фирм такси. «Одна из причин тому – ограниченные пропускные способности радиоволн, что влияет на количество заказов, – отмечает Константин Протянов. – К тому же с появлением нового игрока происходит передел устоявшегося рынка, то есть переток клиентов от конкурентов, когда заказчик, «устав» от привычного бренда, хочет попробовать услуги других компаний». Войти на рынок нетрудно, удержаться сложно, – поделился афоризмом наш собеседник. Рынок обновляется не только рождением «дочек», но и экспансией. Так, в конце апреля прошлого года в Рязани открылся филиал такси «Максим». Работающая уже более чем в тридцати российских городах, фирма принесла в наш город разнообразные возможности заказа такси, кроме привычного варианта по телефону: – онлайн, по ICQ, по Скайпу… Благодаря высоким технологиям, открыть местное отделение такси «Максим», по словам его руководителя Сергея Крючкова, было делом несложным: арендовать офис, подключить Интернет да заключить договоры с собственниками автомобилей. «Мы оказываем нашим партнерам информационные услуги и берем за это 10% от суммы заказа», – раскрывает систему взаимоотношений Сергей Крючков. Рязанцев заинтересовала новая услуга, и за год, по данным компании, такси «Максим» заняло заметную часть местного рынка. Услуги профессионального такси – это не просто перемещение из пункта А в пункт Б, а безопасная, комфортная и приятная поездка. В этом, по мнению Константина Протянова, и состоит конкурентное преимущество участников: «К качественной услуге относятся быстрый подъезд к заказчику, исправные комфортные автомобили, квалифицированные водители, соблюдение норм безопасности и т.д.» Назад, к цивилизации По оценкам большинства игроков, рынок таксомоторных перевозок в последнее время поступательно движется к цивилизованным формам. Помочь эту процессу, видимо, призван Федеральный закон №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который вводит строгие требования к организации таксистской деятельности в стране. Законодатель полагает, что принятые меры должны привести к повышению качества обслуживания клиентов и их безопасности во время поездки. С 1 сентября текущего года фирмы, занимающиеся таксомоторными перевозками, обязаны получить специальное разрешение, что, по сути, возвращает порядок лицензирования такси. Закон указывает, что водитель такси должен иметь стаж более трех лет, а его автомобилю не реже одного раза в полгода необходимо проходить технический осмотр. Разрешение на работу водителя такси будет выдаваться на пять лет. Эта так называемая «карточка таксиста» должна содержать данные о водителе и его автомобиле, и предъявлять ее владелец должен по первому требованию пассажира. Действие лицензии будет распространяться только на регион, в котором она была выдана: перевозить клиента из одной области в другую можно будет, только если у таксиста есть разрешения, выданные обеими областями. Право выдавать разрешения на деятельность таксомоторных компаний получат региональные власти. Предполагается, что администрация городов будет выдавать их юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Власть на местах определит и стоимость лицензии. Разрешение выдается только в том случае, если машина принадлежит предпринимателю на правах собственности, либо на условиях договора, по которому осуществляется лизинг автомобилей. Если таксист ездит по генеральной доверенности, то разрешение на оказание услуг такси ему не дадут. Останутся без лицензий и те, кто взял автомобиль в аренду. В результате, те, кто работает по договору аренды или по доверенности, останутся без работы. Лицензию придется получать на каждое транспортное средство: использовать одну лицензию на весь таксопарк нельзя, даже если все автомобили принадлежат одному предпринимателю. Документ должен храниться в автомобиле, а за его отсутствие владельцу грозит штраф. Если водитель не будет соблюдать установленные требования, его разрешение отзывается. Автомобиль обязательно оформляется «шашечками» и оранжевым фонарем на крыше. Кроме того, легковое такси должно соответствовать «единой цветовой гамме кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации». Такса и мотор С принятием закона №69 цены на услуги такси поднимутся как минимум в два раза, прогнозируют участники рынка. В частности, в каждой машине необходимо будет установить таксометр, цена которого составляет не менее 15 тысяч рублей. Если в крупной рязанской таксомоторной компании пара сотен автомобилей, то только на снабжение машин такой техникой уйдет несколько миллионов рублей. Фирмы себе в убыток работать не станут, следовательно, увеличатся стоимость услуг такси. Взвинтит цены и то обстоятельство, что с введением таксометров пассажирам придется платить за время, проведенное в автомобиле, а не за километраж (в том числе в пробках). С другой стороны, это решит другую проблему, когда в час «пик» вызвать машину невозможно: никто не хочет ехать, водителю невыгодно. Правда, случится это за счет потребителя, но народу не привыкать… Новый закон ставит рынок такси в очень сложные условия, но совершенно не решает проблему нелегальных перевозок. Кто докажет, что частный извозчик «таксует»? Поймать в таком случае с поличным сложно. Ведь в свое оправдание водитель всегда может сказать, что перевозит родственников или друзей, а пассажиры охотно подтвердят эту версию, чтобы избежать лишних проблем. Получается, что с вводимыми изменениями официальные фирмы могут обанкротиться, а частники как «таксовали», так и будут «таксовать». Избавит ли новый закон крупные фирмы от конкурентов в виде частных извозчиков, можно будет увидеть после 1 сентября, но на развитие дальнейшей ситуации на рынке такси во многом повлияет все-таки поведение пассажиров. Мнение эксперта Константин Протянов, заместитель директора такси «Двоечки» «Наша компания предоставляет заказчикам много дополнительных услуг: начиная от обычных (трансфер в Москву, услуга «трезвый водитель») и заканчивая не очень привычными – бронирование билета в кинотеатр, доставка лекарств и продуктов. Расширяя сервис, мы организуем то, что может понадобиться клиенту, когда у него нет времени или транспорта». Мнение эксперта Сергей Крючков, руководитель рязанского филиала такси «Максим» «Если использовать таксометр, как это предписывает новый федеральный закон, то все рязанские расценки полетят под откос. Ведь почти все местные компании работают по зонному тарифному принципу». Разгрузить бизнесПрезидиум правительства РФ одобрил проект постановления, позволяющий Минэкономики на основе публичных консультаций инициировать изменения любых действующих нормативных актов, которые приводят к «необоснованной нагрузке на бизнес». Документ должен вступить в силу в ближайшие дни. Уже известно, что одними из первых пересматривать свое нормотворчество будут Минрегион, Минсельхоз и Минсвязи, пишет «КоммерсантЪ». Одобренный проект постановления правительства наделяет Минэкономики полномочиями, позволяющими распространять оценку регулирующего воздействия на действующие нормативные акты министерств и ведомств, и правом вносить в Минюст предложения по их отмене или изменению. Вместе с проектом постановления Минэкономики разработало проект указа президента, который позволит Минюсту реализовывать предложения Минэкономики. На сегодняшний день проведение обязательной оценки распространяется только на проекты актов в области госконтроля, установления обязательных требований к продукции, безопасности процессов производства, оценки соответствия. Если путем «публичных консультаций» с бизнесом проект будет признан не соответствующим поставленной цели регулирования либо несущим дополнительные или необоснованные издержки для бизнеса, Минэкономики не согласует принятие закона, приказа, инструкции или распоряжения. Инициировать экспертизу действующих норм, как поясняют в Минэкономики, будет как само министерство, так и предпринимательские сообщества – Торгово-промышленная палата РФ, «ОПОРА России», «Деловая Россия» и Российский союз промышленников и предпринимателей.
Техосмотр прошел законГосударственная Дума приняла во втором чтении законопроект о техосмотре автомобилей, комментирует «КоммерсантЪ-Online». Документ, разработанный по поручению Президента РФ Дмитрия Медведева, с 2012 года передает функцию технического осмотра из-под контроля ГИБДД в ведение страховых компаний. После его вступления в силу получить талон можно будет у автодилера. Законопроект «О техническом осмотре транспортных средств» подразумевает, что с 2012 года в России будет действовать сеть из 10 тысяч пунктов техосмотра – автосервисов, дилеров и существующих пунктов инструментального контроля. Все они будут работать по аккредитациям, получаемым в Российском союзе страховщиков. В частности, для аккредитации будет необходимо иметь «сооружения и средства технического диагностирования» и «не менее одного технического эксперта в штате». Аттестат аккредитации будет действовать бессрочно. После осмотра автомобиля учреждения будут выдавать талон, который понадобится теперь только для получения полиса ОСАГО. Инспекторы ГИБДД проверять этот документ с 2012 года не будут. Методика расчета цены на техосмотр будет разработана впоследствии правительством РФ. Именно она и вызвала основные вопросы депутатов, поскольку представитель Минэкономразвития заявил, что стоимость техосмотра, по предварительным расчетам, составит 2000 рублей. Напомним, что поручение подготовить законопроект дал президент Дмитрий Медведев, в апреле этого года раскритиковавший существующую систему техосмотра. Он предложил, в частности, вообще отменить эту функцию, однако чиновники и депутаты предпочли техосмотр упростить, тем более что законопроект о техосмотре в первой редакции уже был принят в июле прошлого года. |
© businessweek62
|