Официальный сайт бизнес- еженедельника "Деловая Неделя" www.dn62.ru

для тех, кто умеет зарабатывать и тратить

 

#14
В центре внимания
Закон о госзаказе снова правят?

При проведении торгов и запросов котировок законопроект предлагает обязать заказчиков обосновывать определение начальной цены контракта. Также им предлагается разрешить вносить изменения в заключенный контракт в части замены предусмотренной к поставке продукции на имеющую лучшие характеристики.

Госдума приняла в первом чтении поправки в закон о госзакупках, подготовленные Минэкономразвития. В ведомстве отмечают, что инициативы носят неотложный характер и направлены на повышение эффективности использования бюджетных средств в текущем году. Эксперты считают, что законопроект больше похож на попытку оперативно отчитаться перед президентом о проделанной в рамках исполнения его поручений работе, чем на системно продуманный документ.

Идеи, озвученные в проекте, как утверждают эксперты, не новы. «Ранее они уже звучали в других законопроектах, но необходимой для принятия поддержки не получили, – отметил Кирилл Кузнецов, генеральный директор Центра эффективных закупок Тендеры.ру. – Инициативы довольно серьезные и вовсе не столь бесспорные, как может показаться на первый взгляд».

Так, поправки разрешают правительству устанавливать особый порядок размещения конкретного заказа. «Нормы 94-ФЗ в настоящее время затрудняют проведение эффективных закупок инновационной, технологически сложной продукции, где критерий «цена» никак не может быть единственным, а зачастую и определяющим, – пояснил Кирилл Кузнецов. – Однако путь выбран довольно спорный – вместо системного решения проблемы прописыванием правил таких закупок в законе предлагается правительству каждый случай сложной закупки рассматривать индивидуально. Соответственно и круг таких исключений будет определять не законодательная, а исполнительная власть». В итоге, по мнению эксперта, есть риск увеличения возможностей для лоббирования отдельных закупок, с одной стороны, и затягивания на долгие месяцы, а то и годы решения проблемы в целом».

При проведении торгов и запросов котировок законопроект предлагает обязать заказчиков обосновывать определение начальной цены контракта. Добросовестные заказчики будут стремиться к прозрачным, понятным условиям ценообразования контрактов, а потенциальные участники торгов получат информацию о данных для расчетов цен и, соответственно, дополнительные возможности развития конкуренции.

Идея, по мнению экспертов, очень правильная, но механизм ее реализации в законопроекте пока не прописан. Заказчик может фактически использовать любые источники информации до тех пор, пока МЭР не определит их закрытый перечень, считают эксперты. Какая-либо ответственность за некорректное определение начальной цены также отсутствует.

Законопроект вводит также полномочия правительства устанавливать порядки формирования указанных цен на отдельные виды товаров (работ, услуг), в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах.

Есть поправки, которые порадуют заказчиков и огорчат поставщиков. В частности, для заказчиков предлагается разрешить вносить изменения в заключенный контракт в части замены предусмотренной к поставке продукции на имеющую лучшие характеристики. «Выгоды достаточно очевидны, но есть и риски, когда изначально круг поставщиков будет ограничиваться устаревшей спецификацией, а при исполнении контракта ее пересматривать будут только для «своих», – заметил Кирилл Кузнецов. – Тем более что понятие «лучше» – довольно условное».

Что же касается поставщиков, то вряд ли их порадуют нормы, устанавливающие право заказчика к уже существующему обеспечению заявки и исполнения контракта требовать обеспечения гарантии. Законопроект предлагает ввести финансовое обеспечение исполнения гарантийного срока в размере от пяти до десяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), поскольку в настоящий момент встречаются случаи указания бессрочного гарантийного срока, либо с указанием необоснованно длительного срока. Данная норма позволит заказчику устанавливать дополнительные требования по срокам и объемам гарантий на приобретенный товар, что способствует повышению качества товара с гарантией на весь срок эксплуатации.

Кирилл Кузнецов, генеральный директор Центра эффективных закупок Тендеры.ру
«Введение поправок, устанавливающих право заказчика к уже существующему обеспечению заявки и исполнения контракта требовать обеспечения гарантии, теоретически должно повысить защищенность заказчика от недобросовестных исполнителей контрактов. Но участие в госзакупках станет для добросовестного поставщика еще дороже, а соответственно, это скажется в итоге и на ценах».


Елена Светлова

 

 


Лицо с обложки
Арбитражный суд готовится к юбилею

Практически каждый предприниматель, как бы успешно ни шел его бизнес, хотя бы раз в своей жизни сталкивается с необходимостью обращения в арбитражный суд. Несмотря на то, что это самый молодой суд в нашей стране, российский арбитраж уже накопил огромную судебную практику и приобрел бесценный опыт.

В июне 2012 года арбитражный суд Рязанской области отметит 20-летие со дня своего создания. О том, как здесь готовятся к юбилею и какие споры сейчас наиболее распространены в нашем регионе, мы разговариваем с председателем арбитражного суда Верой Николаевной Яньшиной.

– Что именно делается в рамках подготовки к праздничной дате, когда начнутся праздничные мероприятия, какими они будут?

– В 2012 году вся российская арбитражная система будет отмечать 20-летие со дня образования, готовимся к юбилею и мы. Вообще, Рязанский арбитражный суд был образован на основании Постановления Верховного совета РФ «Об образовании арбитражного суда Рязанской области» от 11 июня 1992 года. И эту дату мы считаем днем своего рождения. Подготовка к нему началась сразу после Нового года.

20 лет – может быть, и не такой уж большой срок, но, на мой взгляд, достаточно серьезный. Поэтому мы решили подготовить книгу об истории и развитии Рязанского арбитражного суда. Хочу напомнить, что арбитражные суды в России образованы не на пустом месте. Материальная и кадровая база до 1992 года уже была, поскольку на территории Рязанской области действовал Государственный арбитраж при Рязоблисполкоме. Так что в основу книги ложится и история создания Государственного арбитража, и деятельность Рязанского арбитражного суда за прошедшие 20 лет. Сейчас уже образована редакционная группа, которая занимается сбором материалов и фотографий.

Кроме этого, запланировано подготовить стенд, на котором мы также разместим материалы о нашем суде, фотографии и документы. Музей нам, конечно, пока рано создавать, а вот такой стенд обязательно оформим, чтобы наши посетители смогли ознакомиться с историей развития рязанского арбитража.

Также в рамках подготовки мы проводим конкурс на лучший материал о деятельности арбитражного суда среди рязанских СМИ. Итоги подведем в следующем году накануне празднования юбилея.

Организовали и свои, внутренние, конкурсы. Один – на звание «Лучший по профессии» в номинации «Лучший помощник судьи». Итоги подведем на праздничном мероприятии и наградим победителей. А детишки наших сотрудников примут участие в конкурсе детского рисунка на тему «Моя мама работает в суде».

Еще в одном мероприятии в рамках подготовки к 20-летию будет участвовать рязанские школьники. В течение года планируем приглашать детей на экскурсии и обзорные лекции о деятельности арбитражного суда, а потом предложим составить письменный рассказ об этом.

Конкурсы – конечно, очень хорошо, но мы также хотели бы узнать, что думают о нашем суде и участники процесса, поэтому уже начали проводить среди них анкетирование. Разработана очень подробная анкета, хочется посмотреть на себя как бы со стороны, пусть они сами оценят, что положительного произошло, что следовало бы доработать, какие предложения по вопросам организации суда могли бы внести участники процесса. Сюда же мы включили вопросы по коррупционным рискам и многое другое. Сейчас анкета размещена на нашем сайте в разделе «Подготовка к 20-летию». Кроме того, будем раздавать анкеты нашим посетителям и рассылать их по крупным юридическим компаниям, которые оказывают услуги по представлению интересов в арбитражном суде. Затем мы все проанализируем и сделаем определенные выводы.

– Какие события и достижения вы хотели бы отметить за время существования суда?

– Ну, во-первых, это создание 4-уровневой арбитражной системы. Изначально в 1992 году созданы арбитражные суды в субъектах РФ (суды первой инстанции) и Высший Арбитражный суд, то есть было всего два звена. Далее – в 1995 году – в систему введены Окружные федеральные суды (кассационная инстанция), и тогда же были созданы апелляционные составы при судах первой инстанции. В 2006 году система усовершенствована и образованы самостоятельные апелляционные суды. Так что к сегодняшнему дню создана четырехзвенная судебная система – суды первой инстанции, апелляционные суды, кассационные суды и высшее звено – Высший Арбитражный суд. Даже Европейский суд признает, что это наиболее оптимальная и правильная организационная структура арбитражных судов.

Во-вторых, введение институтов помощников судей и секретарей судебных заседаний. Изначально этого не было, и появление этих институтов значительно оптимизировало работу суда.

Что же касается Рязанского арбитражного суда, то, наверное, одним из самых важных событий стал для нас переезд в здание на углу Почтовой и Астраханской. Здесь до революции размещался первый городской банк Сергия Живаго. По-моему, это очень символично, учитывая, что мы рассматриваем именно экономические споры. До 2002 года наш суд располагался в очень тесном помещении на Николодворянской, у нас был всего один зал заседаний. Сейчас у нас 9 залов для заседаний, где все приспособлено для осуществления правосудия. Создана очень хорошая материальная база.

Если говорить в целом о системе, то существенным событием стало использование в практике новых информационных технологий. Это очень повлияло на развитие всей арбитражной системы и нашего суда в частности.

– Сколько человек сейчас работает в арбитражном суде Рязанской области?

– По штатному расписанию на 1 апреля 2011 года в арбитражном суде трудится 104 сотрудника. В основном, женщины. Из них 23 судьи, остальные – помощники судей, секретари судебных заседаний и специалисты.

– Перед праздниками будете отмечать как-то отличившихся сотрудников?

– Мы выявляем лучших по профессии. Два года назад проводился конкурс среди секретарей судебных заседаний, вот сейчас проводим такой конкурс среди помощников, планируем в дальнейшем выявить и лучших среди специалистов. У нас все работают одинаково напряженно, нередко за счет своего личного времени, относятся к своим обязанностям очень ответственно.

– В прошлом году вы начали активно внедрять новые информационные технологии. Как на все нововведения реагируют ваши участники процесса, насколько упростилась работа суда?

– К этому все относятся положительно. Практически уже освоились с новыми технологиями. Что касается нас, то мы только приветствуем все нововведения. Почти все направления деятельности Арбитражного суда Рязанской области на сегодняшний день автоматизированы, что существенно облегчило нашу работу и ускорило всё судопроизводство. Но, наверное, самыми значимыми стали те изменения в использовании информационных технологий, которые были введены Федеральным законом от 27 июля 2010 года «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс». Сейчас проводится аудиозапись всех без исключения судебных заседаний и материальные носители приобщаются к материалам дела. Закон также разрешил видеоконференцсвязь, и для таких целей у нас оборудован специальный зал, где установлено специальное оборудование. В этом режиме мы провели уже 14 судебных заседаний, из них 3 – по тем делам, которые рассматривались нашим судом, и в 11 случаях мы исполняли поручения других арбитражных судов, в производстве которых находились дела и были заявлены ходатайства одной из сторон о проведении судебных заседаний с использованием видеоконференцсвязи.

Кроме того, у нас изменился порядок извещений, теперь в этих целях мы можем использовать электронную почту. Мы вообще широко используем возможности Интернета. На нашем официальном сайте располагается вся информация, обязательная для предоставления общественности. Сам сайт в прошлом году занимал первое и второе места в рейтингах по полноте предоставления информации, оперативности обновления и т.д.

В общем, если оценивать эффективность использования информационных технологий, то я считаю, что она очень высокая. Это экономия денег, времени и участников процесса, и самого арбитражного суда.

– Если говорить о структуре дел, рассматриваемых в суде за 2010 – I квартал 2011 года, какие дела наиболее и наименее распространены в Рязанской области? Изменилось ли это соотношение за последние несколько лет? В частности, что касается бизнес-сообщества – какие иски наиболее часто подаются предпринимателями и руководителями крупных предприятий? Уменьшилось ли количество дел о банкротстве предприятий?

– За период с 1 января 2010 года по 31 марта 2011-го мы рассмотрели 7743 дела. И если сравнивать с 2009 годом, то количество дел уменьшилось на 17%. В связи с финансовым кризисом 2009-й был очень тяжелым годом. Тогда, по сравнению с 2008-м, количество дел увеличилось на 41%. Так что снижение на 17% в 2010 году – очень положительный момент.

Вообще, мы рассматриваем споры, связанные с гражданско-правовыми отношениями и связанные с административными и иными публичными правовыми отношениями. До 2009 года их соотношение было примерно одинаковым, даже чуть больше было споров, возникающих из-за административных правовых отношений. Когда же начался финансовый кризис, динамика увеличения пошла в сторону дел, возникающих из гражданских отношений. Если смотреть структуру дел за 2010 год, то статистика такова: из 7743 рассмотренных дел 4720 – это споры, возникающие из гражданско-правовых отношений. В частности, 3734 дела связаны с договорными обязательствами. Это неисполнение обязательств, неоплата поставленных товаров и выполненных услуг, кредитные договоры, договоры займа, всевозможные договоры страхования, признание сделок недействительными, расторжение сделок и т.д. Кризис напрямую свидетельствует о том, что способность оплачивать полученные товары и выполненные услуги у коммерческих организаций упала, и рассчитаться по долгам предприятиям стало сложно. Что же касается споров о банкротстве, то за указанный период нами было рассмотрено 551 такое дело. Конечно, по сравнению с 2009 годом их стало несколько меньше. Хочу подчеркнуть, что все изменения, происходящие в экономике и финансовой сфере, напрямую отражаются на структуре категорий споров, рассматриваемых в арбитражном суде. Мы все-таки экономический суд. И если в этой сфере происходит что-то негативное, у нас это сразу проявляется. Мы пока еще не подводили итоги за 1 квартал 2011 года, но однозначно могу сказать, что сейчас продолжается уменьшение количества подаваемых исков. Я надеюсь, мы войдем в нормальное русло. В 2009 году нагрузка по рассмотрению дел была очень высока и значительно превышала установленную среднюю нагрузку по системе арбитражных судов. Будем надеяться, что все-таки экономика будет оздоравливаться и в дальнейшем. А значит, и нам станет легче работать.

– В Рязанском арбитражном суде работает телефон доверия. Каковы цели его создания? Как вообще ведется прием граждан, что надо сделать, чтобы попасть на прием к вашим специалистам?

– Телефон доверия создан в рамках борьбы с коррупцией. Цель – вовлечь участников процесса в борьбу с коррупцией. Но вот уже два года, как он работает, а сообщений о фактах коррупции к нам пока не поступало.

Заявления организаций и индивидуальных предпринимателей по вопросам организации деятельности арбитражного суда, жалобы на действия судей и работников аппарата суда можно направить в письменном виде или электронной почтой. Они рассматриваются в соответствии с Положением о порядке рассмотрения заявлений, жалоб и обращений. В суде организован прием представителей органов и граждан руководителями суда, график приема размещен на сайте суда и стенде в зале.

Хочу обратить внимание, что приём проводится только по вопросам, касающимся организации деятельности суда или жалобам на действия работников аппарата суда и судей. Каких-либо консультаций по конкретным делам арбитражный суд не дает.

Беседовала Елена Княжская

 

 


Обзор рынка
Шита и закрыта

Мрачные времена, когда спецодежда пугала рабочий люд, давно канули в Лету. Сейчас руководители многих компаний проявляют похвальную заботу об имидже родного предприятия и прилагают усилия к тому, чтобы их подчиненные выглядели не только аккуратно, но даже элегантно. Те же начальники, которые нещадно экономят на рабочей экипировке, подвергают здоровье сотрудников серьезному риску.

Трудовое законодательство и санитарные нормы настойчиво требуют от предприятий и организаций использовать в повседневной работе специальную одежду, обувь и средства индивидуальной защиты (СИЗ). Кроме того, многие компании по собственной инициативе вводят для сотрудников унифицированную форму или брендовую корпоративную одежду.
Наконец, бизнесмены стали ясно понимать, что промышленная безопасность и охрана труда – это не только подсчеты, кому и сколько купить перчаток, халатов, сапог и т.д. Этот вопрос неразрывно связан с кадровой политикой компании и с условиями работы на предприятии.

Активный отдых и труд
Уже в названии «спецодежда» заложены особые требования, к ней предъявляемые. Спецодежда должна обеспечивать безопасность труда, предохранять от воздействия вредных факторов, поддерживать комфортное функциональное состояние человека и его работоспособность весь рабочий день. Другими словами, от того, насколько персонал обеспечен необходимой спецодеждой и СИЗ, зависит производительность труда и высшая ценность – здоровье людей. Главная особенность спецодежды – сохранение защитных и эстетических свойств в течение всего периода эксплуатации.

Помимо курток, брюк и халатов, любая уважающая себя специализированная компания предлагает рабочую обувь: сапоги из разных материалов, непромокаемые ботинки, валенки, а также средства индивидуальной защиты – перчатки, защитные очки, каски, противогазы, респираторы, аптечки и т.д.

Клиентами на рынке спецодежды выступают крупные и малые предприятия Рязани и Рязанской области, начиная от медицинских учреждений, строительных фирм, производственных организаций до любителей туристического отдыха. Государственные учреждения приобретают спецодежду, сшитую в соответствии с ГОСТом и ТУ, а частные лица – в соответствии с их потребностями. Такой широкий спектр заказчиков сложился из-за того, что спецодежда, обувь и индивидуальные средства защиты – это очень широкое понятие. К примеру, к спецодежде относится одежда для летчиков. «Исторически она была в какой-то степени элитной и главное – максимально удобной, – поясняет директор ООО «Элита» Любовь Романова. – Отличные летные комбинезоны, которые мы реализуем, прекрасно скроены и сшиты из качественного хлопка, не мнущегося и водоотталкивающего. Хотя главные заказчики этой продукции – военные части, но такие костюмы пользуются спросом и у рядовых граждан. Их покупают охотники, рыбаки и грибники».

В спецодежде тоже есть мода. Появившаяся в нашей стране 10 лет назад разноцветная «евроодежда», когда россияне с наслаждением начали расставаться с серыми спецовками, уже приелась. «В последние пару лет на местный рынок выходит одежда, сделанная по новым европейским стандартам, – отмечает исполнительный директор ЗАО «Ока-Восток-Сервис» Анна Соломатина. – В этих изделиях используются высококачественные ткани, которые позволяют человеку чувствовать себя во время работы очень комфортно. Возьмем, к примеру, рабочий костюм из натурального хлопка, который прошел отделку, которая позволяет сохранять цвето- и износостойкость, и противоусадочную отделку. В результате такой обработки хлопок лишается своих недостатков, когда краска быстро размывается, а одежда – садится».

Пути реализации
В настоящее время, по мнению экспертов, российский рынок спецодежды активно развивается. По мнению руководителя швейного отдела ООО «Престиж-Сервис» Екатерины Абрамовой, рынок заметно расширяется: увеличивается количество участников, которые предлагают свою продукцию не только локально в местах производства, но и открывают точки продаж в других регионах.

Ключевые участники рынка – отечественные производители и дистрибьюторы спецодежды. Многие из них не гнушаются изготовлять и обычную одежду и обувь. По мнению экспертов, больше 30% объема производства приходится на трех крупнейших федеральных игроков – ассоциацию «Восток-Сервис», ЗАО «Тракт» и ООО «Фирма «Техноавиа». На рязанском уровне активнее других действует рязанский филиал группы компаний «Восток-Сервис» – «Ока-Восток-Сервис». Так, у фирмы широкая для столь узкого сегмента розничная сеть – четыре магазина в разных районах Рязани.

Приобрести в областном центре спецодежду, спецобувь и СИЗ можно более чем у 20 компаний. Производители реализуют спецодежду через собственные торговые предприятия, оптовые склады или дилеров. Большая часть рабочей одежды реализуется способом прямых продаж.

Обычная технология работы рязанской посреднической организации с клиентами, намеревающимися приобрести спецодежду, просты: прием заказов у конечного потребителя и размещение их на производстве. А уж шьется одежда и на отечественных фабриках, и в Китае. Анна Соломатина уверяет, что китайские производители обеспечивают высокое качество продукции. Точного количества предприятий, занятых пошивом рабочей одежды, не знает, пожалуй, никто – поди сосчитай всех частно шьющих предпринимателей! Зато точно известно, что подавляющую долю рынка (75-80%) занимает отечественная продукция. Однако в последнее время специалисты отмечают тенденцию снижения цен на импортную спецодежду, что объясняется стремлением импортеров увеличить занимаемую ими долю рынка.

Конкурентными преимуществами на рынке Анна Соломатина считает качественное изготовление продукции, ее эргономичность и оригинальность, а также постоянное расширение и обновление ассортимента с учетом научных рекомендаций и потребительских приоритетов. По последней причине многие компании стараются предлагать покупателям не только продукцию «на все случаи жизни», но и разных ценовых категорий (от самых дешевых до элитных изделий). Важным для клиента также являются способность фирмы-исполнителя оперативно выполнить заказ и наличие гибкой системы скидок. «Конкурентами можно считать тех, кто в состоянии обеспечить потребность клиента продукцией по приемлемым ценам и в оговоренные сроки, то есть конкуренция отрасли пошива спецодежды определяется понятием «цена-качество», – резюмирует Екатерина Абрамова.


Мнения экспертов

Любовь Романова, директор ООО «Элита»
«Для того чтобы быть успешными на рынке спецодежды, необходимо постоянно расширять ассортимент. К примеру, наша компания в прошлом году начала продавать специальную медицинскую одежду, сшитую из французской ткани высокого качества. Ее можно будет стирать много раз, а цвет халата останется таким же белоснежным, как и при покупке».

Анна Соломатина, исполнительный директор ЗАО «Ока-Восток-сервис»
«Современная спецодежда больше похожа на одежду для активного образа жизни, а не на спецовку. Здесь присутствуют элементы спортивной и повседневной одежды. Человек, одетый в такую корпоративную форму, будет ощущать себя более уверенно. Такую спецодежду можно назвать одеждой индустриального стиля».

Екатерина Абрамова, руководитель швейного отдела ООО «Престиж-Сервис»
«К основным проблемам рынка спецодежды относятся трудности с обеспечением швейных производств материалами и тканями. Кроме того, прошлогодняя засуха привела к неурожаю хлопка, поэтому удорожание сырья приводит к повышению розничных цен на изделия».


Полный текст статьи читайте в печатной версии бизнес-еженедельника «Деловая неделя»

Олег Полукаров

 

 


Стиль жизни
Зеленая зона

В современных городских условиях проблематично жить в гармонии с природой. Поэтому домик в деревне или пригороде – это как раз то, что нужно для полного душевного комфорта. Однако создать у себя на участке действительно гармоничный пейзаж не так просто. И здесь нам на помощь приходят профессионалы ландшафтного дизайна.

Сегодня все больше людей стараются вырваться из городской суеты и приобрести себе загородный дом. Вместе с домом человек приобретает участок земли, который необходимо благоустраивать. Здесь и появляется необходимость в профессиональных услугах по разработке ландшафтного дизайна. Выполнение таких работ позволяет решить целый комплекс проблем и создать вокруг человека и его дома максимально комфортное пространство.

Природа на заказ
По словам специалистов, ландшафтный дизайн формируется под влиянием времени. Все зависит от того, какие стили востребованы сегодня; от того, какой посадочный материал можно найти на рынке. К примеру, сейчас наиболее актуальным и востребованным считается смешанный стиль. Это сочетание двух и более разновидностей стилей. Чаще всего это требуется для того, чтобы разделить участок на зоны. А по словам директора студии «Дизайн А» Татьяны Маликовой, сегодня также актуален ландшафтный дизайн, приближенный к природному, то есть эффект слегка запущенного сада.

Почему же ландшафтный дизайн сегодня так востребован? Строительство загородных особняков активно ведется в нашей стране около 20 лет, и в первые годы было принято гордиться исключительно размерами построенного дома. Однако время шло, и вскоре пришло понимание, что для человека важно не только внутреннее убранство жилого помещения, но и тот кусочек природы, который его окружает. Так начал развиваться ландшафтный дизайн и появились первые дипломированные специалисты, работающие в этом направлении.

Ландшафтный дизайн под ключ – огромный комплекс работ по благоустройству вашего участка и созданию на нем искусственной среды путем активного использования как природных, так и технических компонентов. В сферу ландшафтного дизайна входит садово-парковое искусство во всех видах, озеленение жилых территорий и различные строительно-архитектурные работы, связанные с благоустройством. Это довольно серьезная работа, выполнением которой должны заниматься профессионалы, имеющие специальные знания и опыт.

В Рязани немало ландшафтных бюро. Многие их них предоставляют и такую услугу, как дизайн «под ключ»: от разработки дизайн-проекта до сдачи полностью готового к использованию участка заказчику. Кстати, по словам Татьяны Маликовой, частой ошибкой заказчиков является заказ дизайна отдельной зоны участка. «Дело в том, что, благоустраивая отдельный клочок на всем участке, в итоге не получается гармоничной композиции. А если потом за дело принимаются несколько дизайнеров, в итоге получается стилевая несуразица. Ведь у каждого дизайнера свой почерк и свое видение», – говорит Татьяна Маликова.
Что касается ценовой политики, то средняя цена услуг ландшафтных бюро – 1000 рублей за сотку. В эту стоимость обычно входит: план благоустройства участка, идея, дендраплан со списком рекомендуемых растений, разбивочный и посадочные чертежи.
А вообще, виды ландшафтных работ бывают следующие: ландшафтное проектирование; комплексное озеленение; благоустройство загородных коттеджей, дач, городских и промышленных территорий; зимние сады; планировка земли; культивация и пересадка взрослых растений; системы автоматического полива и даже озеленение крыш.

Также есть и такие услуги, как укладка газонов, разбивка цветников и альпинариев, высадка декоративных кустарников и деревьев.
Однако ландшафтный дизайн не ограничивается только лишь работами с зелеными насаждениями. Дизайнеры «зеленых зон» могут изготовить все необходимые декоративных элементы для вашего участка: дорожки, оградки, беседки, лавочки, мостики и прочие элементы садовой архитектуры. Сюда же относится выполнение работ по созданию искусственных водоемов: бассейнов, декоративных водопадов, каскадов и ручьев.

Кстати, в Рязани заказать бассейны – не проблема. К примеру, в салоне-магазине «Европул» представлен весь спектр материалов и аксессуаров для строительства бассейнов, саун и турецких бань. А также доступны такие услуги, как строительство бассейнов «под ключ», сервисное обслуживанию, монтаж саун и турецких бань. Там же вы можете приобрести надувные бассейны, они также украсят ваш дачный участок, но в то же время очень мобильны, ведь их можно переставлять так, как вам удобно.

Бассейны любой формы, размера и цвета можно приобрести и в магазине «Аквасервис». Как понятно из названия, здесь занимаются и ремонтом бассейнов, и другими отделочными работами этой сферы.

Сам себе режиссер
Не секрет, что среди нас есть и те, кто чувствует в себе силы к самостоятельному ландшафтному творчеству. На этот случай вам очень помогут различные питомники растений. А в Рязани такие есть. К примеру, Александровский питомник декоративных растений. Здесь вам не только помогут сделать выбор, но и проконсультируют.

При покупке растений для вашего сада посоветуйтесь с продавцом, – какие требования выращивания и ухода у понравившихся вам растений, и какими они будут в зрелом возрасте, а также скорость роста каждого из них. Посадку растений проводите с учетом размеров в зрелом возрасте, тогда вам не придется их пересаживать или удалять лет через 10-15. При посадке небольших саженцев образуется много свободного места, его можно занять многолетними или однолетними цветами, а также почвопокровными растениями.
Когда вы создаете ландшафт на участке, где еще ничего не растет, то сразу продумайте, как упростить уход за ним. Если у вас нет достаточного количества времени, чтобы регулярно стричь живую изгородь, найдите другие варианты оформления. Это может быть, например, одиночная посадка хвойных растений. Учтите, что газон тоже требует немалого ухода.

Сад закладывается на годы, возможно даже на десятилетия, его планировка тем более ответственна, что посаженные вами деревья будут давать тень и вашим внукам. Учтем также, что сад – это живой организм, видоизменяющийся в зависимости от сезонов и прожитых лет. Сделать его поистине райским уголком вам помогут профессионалы.

Мнение эксперта
Татьяна Маликова, директор студии «Дизайн А»
«Залогом успешного сотрудничества заказчика и дизайнера является наличие 3D-картинки будущего ландшафта. Такая визуализация очень помогает представить участок таким, каким он будет. А что касается стилевых решений, то сегодня актуален эффект слегка запущенного сада: это натурально выглядит и не требует постоянного ухода».

Светлана Бочарова

© businessweek62
Бесплатный хостинг uCoz