Официальный сайт бизнес- еженедельника "Деловая Неделя" www.dn62.ru

для тех, кто умеет зарабатывать и тратить

 

#13
В центре внимания
Внеси себя в историю

В Рязанской области полным ходом идет экономическая перепись субъектов малого предпри-нимательства под девизом «Малый бизнес большой страны». До 1 апреля 2011 года предпри-ниматели и малые предприятия должны были предоставить в органы статистики заполненные формы отчетности. Накануне этой даты отдел статистики предприятий и региональных счетов Рязаньстата предоставил нашему еженедельнику информацию о первых итогах обследования, его восприятии обществом, активности респондентов и выявленных проблемах.

Массового негативного отношения к сплошному наблюдению в предпринимательской среде сейчас нет. Но более активное участие в обследовании принимают индивидуальные предпри-ниматели. По состоянию на 25 марта 2011 года 72% всех поступивших в Рязаньстат отчетов предоставили именно они.

В ходе проведения сплошного обследования статистики столкнулись с несколькими пробле-мами. Одна из них – несоответствие фактических адресных данных и адреса, указанного в ре-гистрационных документах. Более 10% писем с инструментарием обследования вернулось в Рязаньстат по причине отсутствия предприятия или предпринимателя по адресу регистрации. Поэтому специалисты Рязаньстата вынуждены заниматься уточнением адресов всеми воз-можными способами. Другая, не менее значимая проблема – неверие предпринимателей в соблюдение конфиденциальности полученных данных и непонимание необходимости запра-шиваемых сведений. Цель статистики только одна – получить сводные данные (на основе ин-дивидуальных сведений), которые и будут в дальнейшем доступны всеобщему обозрению, а персональные данные отсекаются на первом этапе автоматизированной обработки. Еще и еще раз Рязаньстат заверяет, что персональные данные не будут доступны ни налоговым ор-ганам, ни силовикам, ни конкурентам, ни участникам рынка. Конфиденциальность сведений гарантируется Федеральными законами «Об официальном статистическом учете и системе го-сударственной статистики РФ» и «О персональных данных».

Также одной из проблем является просто нежелание отчитываться «еще и в статистику», как говорят некоторые бухгалтеры предприятий. Да, сегодня предприятия перегружены разного рода отчетностью, но один раз в пять лет затратить время на статистику – не так сложно. Кро-ме того, бухгалтеры не должны забывать, что в их прямые обязанности входит не только учет, но и отчетность во все инстанции, как бы тяжело это ни было.

Если говорить о важности проводимой «экономической переписи», хочется отметить, что от ее итогов будет зависеть объем средств, которые получит область из федерального бюджета на поддержку малого предпринимательства, так как денежные ресурсы Фонду развития малого предпринимательства выделяются именно исходя из количества действующих, а не зарегист-рированных предприятий. Результаты обследования позволят самому бизнесу увидеть струк-туру рынка, понять для себя, какие же сферы и где именно охвачены предпринимательством, а какие могут стать неплохой перспективой на будущее.
Согласно мониторингу сдачи отчетов по сплошному наблюдению, проводимому Росстатом, по состоянию на 14 марта 2011 года Рязанская область находилась лишь на 13-м месте среди об-ластей Центрального федерального округа. Из общего числа зарегистрированных в области предпринимателей лишь 14,7% отчитались в органы статистики. Среди лидеров Центрального федерального округа – Липецкая, Брянская, Тамбовская, Курская области. В этих регионах приняли участие в обследовании от 37 до 44,4% предпринимателей.

После 1 апреля 2011 года Рязаньстат в течение двух месяцев будет заниматься формировани-ем списков индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, своевременно не пре-доставивших информацию. Персональная работа будет проводиться как по телефону, так и пу-тем непосредственного посещения работниками государственной статистики респондентов.

По закону за уклонение от предоставления информации органам статистики предусмотрен штраф, однако Рязаньстат рассчитывает на встречные шаги со стороны предпринимательского сообщества. Ведь результаты сплошного наблюдения – это уникальная, детализированная информация о развитии рынка в регионе и отдельных муниципальных образованиях области, в которой заинтересован сам малый и средний бизнес.

Елена Светлова

На заметку
Если вы не получили в свой адрес пакет документов по сплошному наблюдению, пожалуйста, обращайтесь в органы государственной статистики по месту своего расположения лично, либо звоните в Рязаньстат по телефону бесплатной «горячей линии»: 8-800-200-30-31 или 25-90-21. Специалисты службы статистики окажут всю необходимую помощь в обеспечении бланками обследования и их заполнении.

 

 

Лицо с обложки
В спорах рождается истина?

Государственный и муниципальный заказ, защита от недобросовестных конкурентов, правильное ведение рекламной деятельности – это те вопросы, с которыми мы сталкиваемся чуть ли не на каждом шагу. Согласитесь, сегодня знание антимонопольного законодательства стало одним из главных в жизни любого предпринимателя.

На сайте УФАС России по Рязанской области опубликован отчет о деятельности регионального ведомства за 2010 год. Согласно приведенной там статистике, в прошлом году в 1,5 раза увеличилось количество заявлений, связанных с фактами недобросовестной конкуренции. Причем многие из них связаны с фактами нарушения со стороны органов власти. Что интересно, и в сфере размещения госзаказов основная часть нарушений (70%) обусловлена действиями заказчика. Мы встретились с руководителем Рязанского УФАС России Владимиром Луканцовым, который ответил на несколько вопросов, волнующих предпринимательское сообщество города.

– На официальном сайте ФАС России есть раздел «Реестр недобросовестных поставщиков». На основании чего туда заносятся предприятия и индивидуальные предприниматели? Присутствуют ли там рязанские компании?

– Если хозяйствующий субъект – победитель конкурса, аукциона или проводимого запроса котировок ненадлежащим образом исполняет условия контракта или уклоняется от его заключения, то по представлению заказчика он может попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Нахождение в данном реестре фактически лишает хозяйствующий субъект права в течение 2 лет участвовать в размещении государственных и муниципальных заказов. По истечении этого срока дисквалификация автоматически заканчивается, и субъекту возвращается это право. В 2010 году Рязанское УФАС рассмотрело 15 представлений заказчиков о включении рязанских предприятий в реестр недобросовестных поставщиков. К сожалению, такие представления к нам поступают с завидной регулярностью. Иногда мы принимаем решение о признании данного представления правомерным и удовлетворяем его – вносим участника размещения заказа в реестр, но бывают случаи, когда мы не соглашаемся с представлением. Буквально на прошлой неделе у нас такая ситуация возникла с представлением одного из региональных министерств (с текстом итогового решения можно ознакомиться на официальном сайте управления). Основание было следующее: «победитель уклоняется от заключения госконтракта». Мы рассмотрели представление и установили, что те документы, которые нам были представлены, не дают основания говорить о том, что заказчик надлежащим образом исполнил требования закона о передаче проекта государственного контракта победителю. А это его прямая обязанность. В конечном счете, мы признали представление необоснованным. Теперь необходимо довести это дело до конца: должно последовать наказание тех лиц, которые допустили возникновение такой ситуации, и привлечение их к административной ответственности.

– Какие нарушения в сфере размещения госзаказа встречаются чаще всего?

– Во-первых, нарушения происходят в действиях конкурсных, аукционных и котировочных комиссий – по неправомерному допуску либо отказу в допуске тем или иным участникам торгов. А во-вторых, это нарушения со стороны заказчиков, и их подавляющее большинство.
Сейчас активно обсуждается вопрос об изменении законодательства о размещении заказов, и идут жаркие дискуссии – какие необходимы изменения. Один из путей реформирования законодательства, регулирующего эти правоотношения, – введение федеральной контрактной системы, причем ключевой посыл такого пути реформирования состоит в том, чтобы законодательство о размещении заказов регулировало не только процедуру отбора, но и полностью размещение заказов – от извещения до окончательного исполнения. Есть разные мнения. Мы часто слышим высказывания о том, что нынешний закон несовершенен, поскольку, раз проводится аукцион, то акцент – на ценовую сторону. При этом качество – вторично. Мы не можем в полной мере согласиться с этим утверждением. Действующее законодательство совершенно четко устанавливает, что определять характеристики товара, необходимого заказчику для удовлетворения его потребностей, – обязанность самого заказчика. Считаем необходимым подчеркнуть: не право, а обязанность. Но зачастую заказчики идут по пути наименьшего сопротивления, не четко прописывая в документации требования к закупаемому товару, работам или услугам. Не так давно были совершенно анекдотичные случаи. Заказчики указывали, что им необходим автомобиль, легковой, по цене не выше «такой-то». Позже выяснялось, что они имели в виду иномарку, а им участники размещения заказа предлагали «Жигули». И заказчик был вынужден заключать этот контракт, потому что участник торгов со своей заявкой полностью отвечал условиям заказа. «Жигули» – легковой автомобиль с заявленной условиями заказа стоимостью. То есть заказчик не посчитал для себя нужным проработать и указать характеристики товара, которые ему необходимы для удовлетворения его потребностей. Законодательство о размещении заказов даже в его нынешнем виде, по нашему глубокому убеждению, содержит все необходимые нормы, позволяющие заказчику получить тот товар, который в полной мере удовлетворяет его потребностям и по характеристикам, и по качеству.

Что же касается основных нарушений со стороны заказчиков… Чаще всего они связаны с тем, что порой заказ формируется под конкретного производителя, тем самым ограничивая конкуренцию на рынке.

– Насколько мне известно, у вас есть план выездных проверок, который находится в открытом доступе. Но там нет заказчиков государственного и муниципального заказа. Как они проводятся и много ли нарушений выявляется?

– Исходя из действующего законодательства размещения государственных и муниципальных заказов, мы не обязаны плановые проверки заказчиков – федеральных бюджетополучателей согласовывать с прокуратурой. Поэтому у управления нет обязанности размещать в открытом доступе план проверок этой категории, и мы информацию о них до широкой общественности не доводим. Но внутренний план проверок, конечно, существует. Что касается нарушений в целом: да, их по-прежнему много – и в сфере антимонопольного законодательства, и в сфере размещения заказов, и в законодательстве о рекламе. Мы замечаем, что подавляющее количество нарушений в сфере размещения заказов, да и в сфере антимонопольного контроля происходит в муниципальных образованиях области. К сожалению, до сих пор на муниципальном уровне приходится говорить об очень низком уровне правовой культуры. Что самое странное: в органах местного самоуправления встречаются такие нарушения, которые просто не укладываются в понятие «здравый смысл». Можно быть абсолютно неграмотным в области антимонопольного законодательства, но, руководствуясь просто здравым смыслом, должностное лицо муниципалитета должно понимать, что, например, предоставлять имущество по принципу «кому захотел, тому дал» – нельзя. По закону такое невозможно без проведения конкурентных процедур или согласия антимонопольного органа. Тем не менее, мы с этим сталкиваемся сплошь и рядом при проверке наших муниципальных образований.

– На сайте УФАС выложен проект Программы развития конкуренции на 2010-2012 годы. Он еще не принят?

– Программа находится в стадии реализации. Она построена по отраслевому принципу. Это некие рубежи, которые необходимо достичь в различных отраслях экономики региона. Документ регламентирует, какие меры нужно предпринимать для достижения целей экономического развития региона. Это и меры по снижению административных барьеров и иные меры регулирования, например, тарифные. Программа направлена на улучшение показателей в тех или иных отраслях путем улучшения конкурентной среды и создания более благоприятных условия для развития предпринимательства.

– Кто занимается реализацией этой Программы?

– Программа региональная, утверждена областным правительством. Мы принимали участие в разработке той части, которая связана с нашими прямыми обязанностями и функциями – контролем и надзором в целях защиты конкуренции как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны органов власти.

– За прошлый год ваши специалисты выявили увеличение количества нарушений на рынке газа и электроэнергии. А как вообще ведут себя естественные монополии в Рязанской области?

– Недавно я принимал участие в совещании ФАС России, где рассматривалась ситуация, связанная с естественными монополиями. У меня была возможность сравнить нашу ситуацию, количество и состав дел, которые ведем мы, с аналогичными в других регионах. Хочу сказать, что все примерно одинаково – и нарушения однотипные, и их количество, в среднем, тоже равное. Наша область в этом плане не лучше и не хуже остальных в России.

– На вашем сайте каждую неделю размещается информация по мониторингу цен на автомобильное топливо… Почему этой теме уделяется столь пристальное внимание?

– Это поручение Центрального аппарата ФАС России. Мы публикуем на сайте данные мониторинга еженедельно, а проводим его ежедневно, включая выходные дни.

– С чем это связано?

– Это обусловлено социальной и экономической значимостью ситуации с ценами на автомобильный бензин и дизельное топливо, и задача недопущения и предотвращения нарушений в этой сфере занимает одно из ведущих мест в повестке дня работы антимонопольных органов. Наша задача – отслеживать динамику цен и ситуацию на рынке. На сегодняшний день мы установили, что цена на этом рынке и ее изменения обусловлены отнюдь не действиями участников рынка, зарегистрированными на территории области. Существуют три уровня этого рынка – крупный опт, мелкий опт и розница. Крупный опт – вертикально-интегрированные нефтяные компании, в том числе ТНК-ВР, «Лукойл» и т.д., всего их 13. Мелкий опт на территории области представлен, в частности, компанией «Рязаньнефтепродукт», занимающей доминирующее положение. На розничном рынке региона в настоящее время нет хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение, то есть нет таких, которым доля рынка позволила бы в одностороннем порядке влиять на цены и иные условия обращения товара.
Наша задача – отследить два главных момента. Первое – есть ли злоупотребления доминирующим положением. На уровне мелкооптовой торговли мы отслеживаем, в первую очередь, действия «Рязаньнефтепродукта». На сегодняшний день наш анализ показывает: нарушений со стороны общества «Рязаньнефтепродукт» нет.
На розничном рынке невозможны злоупотребления доминирующим положением, поскольку доминанты нет, но здесь возможен сговор. Что это такое? Простой пример: есть две АЗС, расположенных недалеко друг от друга. Если они одновременно и экономически необоснованно повысили цену на какой-то товар, эти действия конкурентов можно квалифицировать как незаконный сговор вне зависимости от занимаемой ими доли рынка.

Повышение цен на нефтепродукты происходит на уровне крупного опта, именно поэтому Председатель Правительства РФ Владимир Путин и встречался с руководителями нефтяных компаний. После этой встречи и было принято решение о снижении цен.

– Сейчас разрабатывается так называемый «третий антимонопольный пакет» поправок в законодательство. Ждать ли важных изменений?

– Антимонопольное законодательство требует постоянного обновления. Меняется экономическая ситуация и накапливаемся правоприменительная практика. Закон – это механизм регулирования конкурентных отношений на рынке и механизм применения антимонопольным органом своих полномочий. Цель новаций – в детализации тех или иных дефиниций, чтобы избежать двусмысленностей, двояких толкований и усовершенствовать механизм защиты конкуренции.

Елена Княжская

 

 


Обзор рынка
Гарнитурное обхождение

С 5 по 8 апреля мебельщиков в Рязани значительно поубавилось. В эти дни в столице проходила 17-я международная строительная и интерьерная выставка MosBuild. Вернувшиеся оттуда с новыми идеями, рязанские производители мебели продолжают развивать рынок, удовлетворяя все повышающиеся потребности покупателей.

Мебельная промышленность – та отрасль производства, которая в последнее время развивается поступательно, как будто не заметив кризис. Здесь как по учебникам работает закон спроса и предложения. Чего же желают рязанцы – как частные лица, так и юридические? Нуждаются они в мягкой, встроенной, офисной, специализированной мебели, современных кухнях…

Всё не распилишь
«В Рязани и Рязанской области представлены производители практически всех видов мебели, – констатирует старший менеджер дизайн-студии «Полянские двери» Андрей Лебединский. – Это позволяет охватить все ниши рынка как по цене, так и по ассортименту».

Местные справочники утверждают, что в Рязани мебель изготавливают более 70 организаций. В это число входят крупные предприятия; небольшие производители, изготавливающие мебель под заказ; и даже не учтенные («теневые») фирмы. Дизайнер ООО «Оптима-Мебель» Галина Попова отмечает, что серийной мебели в Рязани производится немного, в основном она делается на заказ. Гораздо больше наберется производителей мягкой мебели – не менее пятнадцати.

«Крупных производителей корпусной мебели в нише кухонь и шкафов-купе в городе насчитывается в пределах десятка: кроме нашего предприятия, это «Спаркс», «Мебель-Холл», «Мебельщик», «Интерьер», «Домино», – перечисляет директор мебельной фабрики «Вазари» Вячеслав Карушев. – А вообще мебельщиков много, особенно если учесть, что существуют мелкие организации, состоящие из 2-3 человек и арендующие под сборку гараж. Тем не менее, позиционируют они себя как мебельное производство».

Эксперты утверждают, что из десятков компаний заметны на рынке не более половины, а в число лидеров специалисты добавляют к вышеперечисленным «Виско-М», PUSHE, компанию «Фабрикант», фабрику мебели «КА2» и некоторых других.

К традиционным производителям мебели нередко подключаются игроки со смежных рынков – компаний, производящих торгово-выставочное оборудование, окна, двери и т.п. Такую тенденцию в лице компании «Полянские двери» подтверждает Андрей Лебединский.

Естественно, что при таком огромном количестве производителей конкуренция между ними наблюдается очень высокая. А. Лебединский предлагает обратить внимание на количество торговых точек в Рязани и области.

«В серийной мебели конкуренция, может быть, и серьезная, – рассуждает Галина Попова, – а вот мебель на заказ носит сезонный характер: с ноября по апрель – горячий сезон, с апреля по октябрь – «низкий». Зимой по объективным причинам сроки исполнения заказа увеличиваются, потому что производство не успевает работать быстрее. В большинстве фирм, подобных нашей, персонал состоит из конструктора мебели, водителя и двух бригад. В каждой из них два человека, и в сезон они трудятся практически без выходных. Благодаря необходимому количеству оборудования и отлаженной технологии, одна бригада способна выполнить в месяц 30 заказов».

Из-за сезонных перепадов таким компаниям приходится прикладывать большие усилия летом, чтобы занять людей: хоть кондиционеры ставить, хоть окошки вставлять, лишь бы бригады не разбежались. А вот зимой, наоборот, никаких специалистов найти уже нельзя.
«Наш опыт подсказывает, что чем меньше фирма, тем сильнее она ощущает смену сезона, – поясняет Вячеслав Карушев. – У крупной фирмы есть наработки, имидж, ей больше доверяют, у нее шире круг клиентов, и хотя количество заказов летом снижается, но, тем не менее, они есть. Поэтому в любое время года мы без работы не сидим».

Бороться с конкурентами часто позволяет специализация предприятия. «В Рязани она развита среди крупных производителей, а среди мелких отсутствует – они берутся за любой заказ, чтобы выжить, – считает Вячеслав Карушев. – Например, мы делаем кухни и шкафы-купе, а комодами и полочками не занимаемся, потому что для нас это нерентабельно. Когда технологический процесс отстроен, тогда и цена, и объемы производства становятся приемлемыми».
В Рязани широко распространено такое явление, как распил. Фирмы покупают станки, а полностью их загрузить работой не могут, поэтому, чтобы хотя бы окупить оборудование, предлагают услугу по распилу. Она нужна ремонтникам и специалистам широкого профиля, которые готовы и окна поставить, и мебель сделать. Они заказывают готовый распил, с кромкой или без (они могут сами ее с помощью утюга наклеить) – вот и готова мебель!..

Если серьезно, то качество и долговечность мебели зависит, в первую очередь, от качества комплектующих и материалов, из которых она состоит. «Если вопрос с материалами еще более или менее решен (все-таки живем в сырьевой стране), то вот с комплектующими и качественной, передовой фурнитурой дела обстоят из рук вон плохо, – сокрушается Андрей Лебединский. – В России абсолютно не развито производство фурнитуры, поэтому за качественной приходится обращаться в Европу, а если стоит задача снизить конечную цену, то к восточноазиатским производствам. За последние пару лет на рязанский рынок пришли фирмы, торгующие европейской фурнитурой именитых брендов. И я ожидаю появления новой, более качественной и по приемлемым ценам, мебели, произведенной в Рязани».
Прошли времена, когда в борьбе за долю рынка многие мебельщики стремились выпустить как можно больше дешевой низкокачественной продукции. Отечественный рынок мебели достиг того уровня развития, при котором на первое место выходит качество. Причем покупателю уже мало просто приобрести мебель, он ждет от поставщика широкого ассортимента, скорости выполнения заказа, гарантий и сервиса.

Мнения экспертов

Вячеслав Карушев, директор мебельной фабрики «Вазари»
«Есть такие, кто позиционирует себя как мебельное производство, хотя работают там два человека. Можно заказывать распил ДСП с нанесенной кромкой, покупать фурнитуру и лобзик и собирать мебель в гараже. Кустарщина, конечно, но многие так и делают».

Галина Попова, дизайнер ООО «Оптима-Мебель»
«Некоторые фирмы специализируются таким образом: одни производят мебель, другие – ее устанавливают. Нам такая система не нравится. Цеховые мастера ошиблись и установщики не могут собрать кухню, а страдает репутация фирмы. Если же мебель делают и устанавливают одни и те же люди, то они видят свои ошибки и быстрее решают, как их исправить».

Андрей Лебединский, старший менеджер дизайн-студии «Полянские двери»
«Мы постоянно посещаем крупные выставки. Ведь это хороший способ разом отследить общие тенденции, новинки в материалах и оборудование; это своего рода промышленный шпионаж».


Олег Полукаров

 

 


Стиль жизни
На скорости!

Мототехника очень популярна во всем мире, не менее популярна она и у нас. В последние годы интерес к ней только увеличивается, причем большими темпами. Скутеры стали удобным средством передвижения по городу, а квадроциклы – верными спутниками на рыбалке и охоте…

Не секрет, что всякого рода экстрим у россиян в почете. Поэтому и продажи мототехники соответствующие. Зимой актуальны снегоходы, а летом скутеры, квадроциклы и прочие вездеходики. Весенний же сезон открывают скутеры и квадроциклы.

Скутер скутеру рознь
Рассказывать, вам, прогрессивным читателям, что такое скутер, необходимости нет. Тем более что сегодня нередко на дорогах Рязани можно увидеть это компактное и маневренное средство передвижения. Для кого-то скутер – временная альтернатива автомобилю, для кого-то – весенне-летний вид транспорта, а для кого-то – возможность водить, когда водительского удостоверения по каким-либо причинам нет. Ведь управление скутером скоростью до 60 км в час вовсе не подразумевает наличие «прав». Вам нужен только шлем.

Известно, что скутеры появились как эволюция мотоцикла для города. Они отличаются рядом эргономических и технических решений, свойственных технике для ежедневного использования. Благодаря этому, покупка скутера популярна не только в России, но и по всему миру. Например, на них устанавливают закрытый двигатель, который не дает произойти контакту водителя с горячими частями двигателя. Вся его конструкция лучше защищает от грязи и брызг.
А что касается городских «пробок», то здесь скутер, пожалуй, победитель «бега на дистанцию». Но все-таки скутер скутеру рознь, ведь только в рязанских салонах представлено порядка 250 моделей. Поэтому попробуем в них тщательно разобраться.

По словам Ильи Зотова, директора сети магазинов «Твой скутер», выбор этого средства передвижения, в первую очередь, должен опираться на широту его использования. «К примеру, если вам нужен скутер для поездок по городу, то он может быть небольшой, но оснащенный корзинками, если планируете отправиться на рыбалку – обратите внимание на колеса: они должны быть большими, а если по бездорожью, еще и широкими», – рассказывает Илья Зотов.

Вообще, по словам экспертов мототехники, скутеры, как и автомобили, делятся на престижные и демократичные.

Итак, к первым, безусловно, относят так называемых «японцев»: это Honda, Yamaha и Suzuki. Цена их внушительная: в среднем порядка 100 тыс. рублей. Демократичный вариант – «кореец» SIM Hyundai за 40-50 тыс. рублей.

Однако эксперты отмечают и промежуточный вариант – BaltMotors – это китайский скутер российской сборки, цена 30-40 тыс. рублей. В этой же ценовой нише находится скутер Flesh китайской марки GX. У этой же марки есть варианты и дешевле – модель Riga-4. В розницу она приблизительно обойдется в 22 тыс. рублей. И это уже почти мотоцикл. Яркий, как молния, стильный, изящный, спортивный. Его оценят любители ездить вдвоем: несмотря на изящество форм, скутер легко возит пару взрослых пассажиров. Объем бензобака 6 литров, почти как у мотоцикла, а расход топлива всего лишь 2 литра на 100 км.

Отдельной статьей у скутеров идет низкая стоимость как самой техники, так и расходных материалов. Расход бензина в разы меньше чем у автомобилей. А стоимость самой техники нередко равна стоимости хорошего велосипеда!

Да, немаловажный плюс всех скутеров – это простота в обслуживании. Только для некоторых моделей предусмотрено ТО. Его, кстати, необходимо проводить через каждые 1000 и ли 2000 км.

А также скутеры экологически безвредны и являются наиболее экономным вариантом передвижения после велосипеда и пешей прогулки. Конечно, мотороллеры уступают в скорости мотоциклам, но, с другой стороны, это повышает безопасность езды. Минус – маленькие колеса. На рыхлом песке скутер существенно проигрывает по проходимости. Плюс – автоматическая коробка передач. Еще один плюс – отсутствие между водителем и рулевой колонкой рамы. Ноги можно либо поставить рядом, либо положить между ними какую-либо сумку. Третий плюс – скутеры не требуют регистрации и наличия водительских прав, что, конечно, не отменяет знания правил дорожного движения. И как бонус – красивый внешний вид скутера. Хозяин такой вещи сразу заявляет о себе. Сегодня ездить на скутере не считают зазорным и банкиры, и госслужащие, и владельцы компаний. Вопрос лишь в выборе марки модели.

В квадрате
Старшим братом скутера называют квадроцикл. Он отличается наличием четырех колес, а также вариантом полного привода.
Квадроциклы – это транспорт, предназначенный для прагматичного использования и развлечения в условиях бездорожья. Впервые это чудо мототехники многие испытали, побывав в Египте, Тунисе и Марокко. Однако сегодня на них рассекают и по Рязанской области, причем не менее эффектно.

Квадроциклу все нипочем: небольшие реки и заболоченные низины, крутые склоны и непролазная грязь. Квадроциклы пройдут везде, независимо от погодных условий и времени года. Куда там джипу! Полный привод квадроцикла и специальная подвеска позволяет этим вездеходам преодолевать практически любые препятствия, ставящие в тупик другую технику.

Регистрировать квадроциклы с объемом двигателя до 50 кубов не нужно. А вот по городским дорогам ездить на таком мотовездеходе можно только в том случае, если он зарегистрирован в Технадзоре и у владельца имеются водительские права на управление самоходными машинами типа трактора.
Цена на элитные модели квадроциклов доходят и до 400 тыс. рублей. Еще бы! Ведь под тобой машина, не поддающаяся законам природы. Полноприводных моделей, опирающихся на все четыре колеса, на рынке не так много, и стоят они довольно дорого. Например, цена на элитные BRP может доходить до 500 тысяч. Однако есть неплохие отзывы о более дешевых моделях – Stels, Omaks, Armada. Так, например, квадроцикл Stels 300 именуют «охотником». И часто покупают его именно охотники, любящие погоняться по бездорожью за дичью. Он легко преодолевает трясину, возвышенности и холмы. Стоит приблизительно 150 тысяч рублей.

Мнение эксперта

Илья Зотов, директор сети магазинов «Твой скутер»
«Легенда гласит, что японцы выбирали самурайские мечи так: они встречались с ними глазами и понимали, подходят ли они друг другу. Так и со скутерами – взгляните на него и поймете, ваш ли это «самурайский меч»».


Светлана Бочарова

© businessweek62
Бесплатный хостинг uCoz