#10
В центре внимания
Гражданский кодекс правят
Минэкономразвития представило свою версию поправок в Гражданский кодекс РФ. В министерстве полагают, что некоторые нормы нового ГК непродуктивны с точки зрения повышения привлекательности нашей юрисдикции для российских и иностранных инвесторов и предпринимателей, стимулирования деловой активности, в том числе малого и среднего бизнеса.
Письмо с перечнем проблемных положений законопроекта и предлагаемые поправки направлены председателю Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Вениамину Яковлеву. В частности, в письме говорится, что основным спорным вопросом между Советом и министерством в области общих подходов к регулированию корпоративных и договорных отношений между предпринимателями являются принципы свободы договора и диспозитивности. «Совет справедливо указывает на недопустимость абсолютизации свободы участников гражданского оборота в определении условий взаимодействия между собой. Такой подход, по мнению Совета, может привести к нарушению публичного интереса и интересов третьих лиц. Однако чрезмерное ограничение свободы предпринимателей ведет к снижению деловой активности и провоцирует обход закона, а в конечном счете приводит к нарушению интересов привилегированных участников оборота. В этой связи установление в качестве общего метода регулирования – разрешительного (запрещено все, что прямо не разрешено) – для корпоративных отношений не способствует созданию благоприятных условий для бизнеса», – считают в Минэкономразвития.
Эксперты полагают, что проводимая сегодня реформа гражданского законодательства заставляет задуматься над дальнейшей практикой ведения бизнеса. Как рассказал «Российской бизнес-газете» Вячеслав Леонтьев, управляющий партнер московского адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры», создаваемая в настоящее время судебная практика показывает, что введенный институт акционерного соглашения об участии в управлении (для ООО) не работает. Суды указывают, что положения недействительны, если не продублированы в уставе.
Предлагаемые изменения в ГК многие проблемы не решат, а, наоборот, усложнят данный процесс. Важнейшим элементом в регулировании гражданских правоотношений, по мнению эксперта, является единообразие судебной практики, что сегодня является мечтой практикующих юристов и профессиональных инвесторов.
В предложениях Минэкономразвития по корректировке проекта изменений в ГК эксперты видят достаточно рациональных моментов. «Правильным представляется предложение воздержаться от значительного повышения уставного капитала, – отметил в интервью «РБГ» Николай Степанов, партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры». – Проект изменений в ГК РФ предлагает повысить минимальный размер уставного капитала ООО (наиболее распространенной формы коммерческих организаций в РФ) до 500 000 рублей. Таким образом, входной порог в любой бизнес составит полмиллиона рублей, 375 000 рублей из которых нужно будет внести до регистрации фирмы. Для сравнения: помощь, которую было готово оказывать в период кризиса государство безработным, желающим открыть свое дело, была на порядок меньше – 58 000 рублей».
Еще одно актуальное предложение Минэкономразвития – сделать провозглашенную в ГК РФ свободу договора действительно «свободной». Сегодня предприниматели формально свободны в выборе условий своих контрактов, но по факту многие такие условия могут быть признаны судом противоречащими каким-нибудь общим положениям закона, что сделает их недействительными. Минэкономразвития предлагает не применять жесткие рамки закона к экзотическим договорным конструкциям, если уж стороны сделки решили строить свои отношения на их основе.
Еще одно ограничение, от которого призывает отойти Минэкономразвития – возможность бизнеса ставить свои будущие сделки в зависимость от действий сторон предварительного или основного договора. «Сейчас, например, можно поставить предоставление финансирования по договору в зависимость от обстоятельств, на которые не влияют ни заемщик, ни кредитор, – уточнил Николай Степанов. – Поставить же финансирование в зависимость, например, от действий заемщика по российскому праву формально нельзя. Это ограничение крайне неудобно и нелогично».
Эксперты отмечают, что сам по себе проект изменений в ГК РФ касается многих важных правовых институтов, и ряд поправок, уточнений может приветствоваться. В то же время проект не позволит российскому гражданскому законодательству стать хоть немного более либеральным и конкурентоспособным по сравнению с правом иностранным.
Мнение эксперта
Николай Степанов, партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» (Москва)
Повышение размера уставного капитала не способно обеспечить интересы кредиторов компании, 500 000 руб. не будут лежать мертвым грузом на счете фирмы, дожидаясь кредиторских претензий, де-факто эти средства могут быть выведены из компании сразу после ее создания. Не спасет оно и от фирм-однодневок, разве что тарифы на их услуги повысятся в связи с повышением издержек.
Елена Светлова
Лицо с обложки
Эффект близости
Реклама нужна любому бизнесу. С этим соглашаются все, но, тем не менее, стараются снизить расходы на рекламу. В принципе, можно отказаться от ролика на радио, телевидении, от статьи в печатных СМИ. А если дело касается наружной рекламы, и в частности – вывески на торговом центре, бутике, салоне? Можно ли на этом экономить? Этот вопрос мы адресовали генеральному директору компании «Альтернативные системы» Андрею Мусинову.
– Когда-то я прочитал одно выражение, касающееся рекламы, и оно мне очень запомнилось, поскольку на самом деле очень точно передает суть данного инструмента маркетинга. Реклама – не статья расходов, а статья доходов. Если она сделана правильно и все в ней продумано, то реклама быстро начинает зарабатывать для вас деньги. Особенно это касается именно наружной рекламы, на которой экономить вообще нельзя, себе же дороже выйдет. Почему? Напомню: наружная реклама – это передовая вашего бизнеса, ее внешний вид согласовывается с различными разрешительными органами власти один раз на пять лет. И в течение этого времени она на вас работает 24 часа в сутки. Экономия за счет стоимости материалов или работы дизайнеров очень сказывается на эффективности рекламы. Но когда ты это поймешь, будет уже поздно, придется снова тратить деньги, а главное – время. Разумно ли это? Надо изначально все делать максимально продуманно и ярко.
– Недавно «Альтернативные системы» вышли на рынок с новым слоганом «№1 в производстве наружной рекламы»…
– Да, и это не просто слова, а вектор нашего движения и развития. Конечно, мы продолжаем заниматься полиграфией, рекламой на общественном транспорте, лазерной гравировкой, будем продолжать держать свои незыблемые позиции в широкоформатной печати и делать это быстро и хорошо. Но основное внимание будем уделять именно развитию производства наружной рекламы, доводить данный сегмент нашей деятельности до максимально высокого качества.
– Почему именно наружная реклама?
– Если говорить об инструментах маркетинга в целом, то наружная реклама – это только один из них, который надо использовать в комплексе с остальными. Видов рекламы очень много, люди с негативом относятся к рекламе по радио, телевидению, газеты читают редко. Реклама чаще всего вызывает раздражение. Но это не касается вывески на магазине или торговом центре, потому что такой вид рекламы воспринимается людьми как само собой разумеющееся. Наружная реклама находится в непосредственной близости к бизнесу, и, как правило, является самой эффективной. Это объективное мнение. Конечно, маркетологом я себя назвать не могу, но мой опыт в рекламной деятельности – 11 лет – позволяет мне делать такие выводы. Правильность выбранной нами стратегии подтверждает и рынок: в «Альтернативных системах» стабильно растет количество заказов на изготовление наружной рекламы. А это четкий показатель того, что вектор развития определен верно.
– В Рязани довольно много компаний, которые занимаются изготовлением наружной рекламы. Конкуренция не беспокоит?
– Действительно, наш рынок гиперконкурентный, и типовые решения по наружной рекламе могут предложить десятки компаний. Но если задуматься, большинство из них находится в постоянной ротации: кто-то меняет название, у кого-то меняется руководство, сотрудники переходят из одной фирмы в другую. И чаще всего, через год-два заказчики этих агентств не найдут своих исполнителей. А светотехника имеет обыкновение ломаться… Компания «Альтернативные системы» работает почти 9 лет и стабильно развивается. Мы несем полную ответственность перед нашими клиентами, нас ценят именно за надежность. И если возникает необходимость, к нам всегда можно обратиться по вопросам ремонта конструкции, замены светотехники и т.д. Это – во-первых. Во-вторых, наша компания является на сегодняшний день самой крупной на данном рынке. В штате работает 85 квалифицированных специалистов, поэтому мы обладаем большими мобилизационными возможностями. За счет этого заказы выполняются очень оперативно. Наши сотрудники в состоянии выполнить огромный объем работ «под ключ» всего за 3-4 дня. Найдите в Рязани хотя бы еще кого-то, кто в состоянии осилить такие сжатые сроки.
– Это является важным фактором в вашей отрасли?
– Более чем важным. Мы входим на объект последними – после того как здание уже построено, проведены все отделочные работы, и вот – завтра открытие, а вывеска еще не сделана. Много времени ушло на разработку творческой концепции рекламы, а на ее изготовление практически времени не осталось. Поэтому способность фирмы выполнить даже очень сложный заказ очень быстро – необыкновенно важный фактор. А если при этом компания предлагает приемлемые цены – тем более хорошо. Мы можем себе это позволить за счет лояльности коллектива, который порой работает по 10-12 часов в сутки, за счет применения новых технологий и наличия собственного современного оборудования. Вот, например, недавно у нас был интересный заказ от правительства области: буквально за два дня необходимо было изготовить стильные таблички в помещения открывающегося перинатального центра. Придумали вариант с применением композитных материалов и УФ-печати. Получается недорого, а выглядит очень солидно. В результате все остались довольны. Наверное, и наш любимый Премьер. Конечно, людям пришлось в ночь работать…
– А сотрудники не ропщут? Забастовки не устраивают?
– У нас очень лояльный коллектив. Мы работаем стабильно, и, прежде всего, заботимся о персонале. У нас никогда не было никаких задержек по зарплате. За надежность люди отвечают взаимностью и самоотдачей. Это касается и сотрудников всех отделов компании – дизайна, верстки и непосредственно производства.
– Но производство рекламы – творческий процесс, а в творчестве частенько встречаются инакомыслящие. У вас в коллективе демократия или авторитарный подход к руководству?
– Чисто русская – авторитарная – модель управления. Есть властный лидер, чье мнение практически не обсуждается. Поэтому возмутители спокойствия (это наш внутренний термин) очень быстро покидают стройные ряды «Альтернативных систем».
– Авторитарный лидер – вы?
– Нет, это другой человек. Мой партнер и руководитель от бога Андрей Маслов. Я больше занимаюсь творчеством, продвижением, выстраиваю маркетинговую стратегию, работаю с клиентами. Мне нравятся данные направления и хочется именно здесь развиваться самому, учиться, экспериментировать. Я очень динамичен и мне очень близко высказывание: «Чтобы в наше время стоять на месте, необходимо очень быстро бежать!»
– Куда сейчас «бежите»?
– Развиваем новые технологии, чтобы дать рынку более качественный и эффективный продукт. Вот сейчас, например, наша фишка, которую мы активно продвигаем – диодная реклама. Эта технология позволяет очень серьезно экономить электроэнергию.
– Это в свете закона об энергосбережении?
– Совершенно верно. Она до 4 раз экономнее неоновой рекламы и до 10 раз – ламп дневного света. Конечно, при изготовлении заказчику пока придется заплатить немного больше, чем за неон. Хотя в половине случаев мы уже добились того, что это стоит примерно одинаково в сравнении с неоновой подсветкой.
– За счет чего же удается снизить себестоимость?
– Есть такая огромная страна Китай, где работает очень трудолюбивое население, очень быстро осваивает новые технологии и оборудование. Причем, сейчас стремительно идет развитие диодной рекламы, повышается качество, и я убежден, что в ближайшее время на рынке появятся надежные и доступные по ценам предложения. Так что в ближайшие пять лет диоды будут вытеснять неон и любую другую подсветку. Кроме того, мы несем полную ответственность и даем гарантию. Так что если что-то и сломается раньше гарантийного срока, мы все меняем за свои деньги.
– А рязанский бизнес готов уже сейчас платить немного больше за энергосберегающие технологии?
– Люди учатся считать деньги и на наши предложения сэкономить реагируют позитивно. Думаю, что в любом случае все рано или поздно начнут беречь энергию. Сейчас о введении всеобщего паспорта энергоэффективности здания и производства пока только разговоры идут, но наши монополии приложат все усилия к тому, чтобы это стало реальностью.
– Вообще, проблемных клиентов хватает? Как работаете с теми, кто приходит и не может правильно поставить задачу?
– Я в таких случаях спрашиваю: за счет чего вы зарабатываете, что является вашим основным продуктом и вашим основным конкурентным преимуществом? Почему покупатель или потребитель вашей услуги должен прийти именно к вам? Когда речь идет о наружной рекламе, рекомендую лаконичность. Чтобы в сознании человека что-то отложилось, информация должна быть очень доступной и выразительной и нести основную коммерческую идею. Ведь, по сути, наружная реклама
– это приглашение уже в магазин!
– Можете навскидку назвать какие-то объекты, которым вы могли бы выставить высший балл?
– Я боюсь чему-либо поставить пятерку. Всегда есть к чему стремиться. Но из последних нам хорошо удалась вывеска ювелирного магазина «Адамант» на Первомайке. Стильно, ярко, буквы светятся ровно. Вывеску «Виктория Плаза», наверное, можно оценить на пять баллов… Она технически выполнена безупречно и эстетически привлекательна. Да и внутреннее оформление бутиков в этом торговом центре сделано нашими специалистами на очень высоком уровне.
– Кроме изготовления рекламы, вы занимаетесь также и получением для заказчика разрешительной документации. Насколько успешно строится ваше взаимодействие с чиновниками?
– Всегда есть очень серьезные трудности, хотя занимаются этим «прожженные» специалисты, которые прекрасно знают закон. К сожалению, давно обещанный принцип «одного окна» по-прежнему не работает. И столько различных нюансов и такие высокие штрафы, что лучше это дело доверить профессионалу. Кстати, замечу, что на оформлении разрешительной документации мы денег не зарабатываем. Для нас это не бизнес.
– Вы сказали, что в рекламе работаете уже 11 лет. Неужели со школьной скамьи?
– Почти… Закончил строительный колледж, и в 20 лет уехал покорять Москву. Но почему-то никто там меня особо не ждал. Никак не мог найти себя. Ясно было одно – хотелось руководить. Конечно, понимал, что мальчику в 20 лет вряд ли кто-то доверит управление даже маленьким участком. Ни знаний, ни опыта. Конечно, в Москве ничего не получилось, и я вернулся в Рязань. Две недели переживал мощнейшую депрессию, отсутствие работы просто сводило с ума. В результате пошел устраиваться в компанию «Ледяной дом» экспедитором. Родители были страшно против этого, я же всего 12 часов в автошколе к тому моменту практики накатал. А тут «ГАЗель». Вообще, у меня родители – простые советские люди, замечательные, добрые, и огромное им спасибо, что они научили меня тому, что хорошо, что плохо. А это самое главное, что должны сделать родители для того, чтобы их ребенок стал счастливым. Так вот, в отделе кадров компании «Ледяной дом» мне дали на дом анкету. И вот сижу я в 2 часа ночи и думаю над последним в списке вопросом: «Чем бы вы вообще хотели заниматься в жизни? Что вам нравится и что получается?» И тут меня как будто озарило: хочу заниматься рекламой! Более того, понял, что это у меня обязательно получится, и я добьюсь абсолютно любых высот, какие перед собой поставлю. На следующий день иду в «Ледяной дом» на собеседование к директору – Андрею Викторовичу Савушкину, который в тот момент как раз создавал отдел рекламы и набирал туда сотрудников. Наверное, я был очень убедительным, потому что он все же взял меня в отдел рекламы. Я очень много работал, и в результате многое стало получаться. И спасибо огромное Андрею Викторовичу, его влияние на развитие моей личности было очень значительное. До сих пор пользуюсь его любимой фразой «Просто берешь и делаешь!»
– Не жалко было расставаться?
– Каждый думающий человек в определенный период времени понимает, что перерос свою должность и то, чем занимается в настоящее время. Хочется сделать больше, и главное, я тогда понимал, что возможностей предостаточно. Надо двигаться самостоятельно. Как сказал Савушкин, пришло время улетать из гнезда. Вот тогда совместно с партнерами, которые оказались в похожей жизненной ситуации, и открыли свой бизнес – компанию «Альтернативные системы». Надо признаться – один такой бизнес я бы никогда не построил! Начинали с оперативной полиграфии, а потом – обрастали знаниями, технологиями и надежным персоналом. И вот теперь в центре нашего внимания – наружка, мы искренне и объективно считаем, что «Альтернативные системы» на самом деле являются «№1 в производстве наружной рекламы». И мы продолжаем расти и развиваться, предлагая рынку все более и более высокое качество и степень надежности наших услуг.
Обзор рынка
Архитекторы внутреннего пространства
Рязанский рынок услуг по проектированию и дизайну жилых, офисных и общественных помещений неуклонно растет. При этом его участники признают, что развитию рынка мешает его невнятное структурирование и серьезный разброс цен на одни и те же услуги.
Стремление сделать дом (или его рабочий аналог – офис) уютным и красивым было свойственно человеку всегда. Но если до эпохи российского капитализма приходилось воплощать в основном собственные дизайнерские задумки, то в последнее время заказать дизайн интерьера у специалистов стало обычным делом.
Еще совсем недавно дизайн означал, как правило, исключительно «евроремонт» (такое несуразное название возникло, видимо, оттого, что в отделке помещения использовались импортные материалы и технологии), но это безликое понятие безвозвратно ушло в прошлое. И если еще в начале 2000-х годов новоселы просили дизайнеров скопировать понравившиеся интерьеры, то теперь люди предпочитают оригинальные проекты.
Ныне реализуются преимущественно содержательные и яркие интерьеры – воплощение творческого союза дизайнера и заказчика. Теперь клиент хочет получить комфортный для работы офис или уникальное и подходящее во всех мелочах его семье жилье. В свою очередь, дизайнер профессионально помогает человеку сначала осмыслить потребности, сформулировать пожелания, а затем формализовать их на основе конкретного архитектурного пространства, бюджета и присутствующих на рынке отделочных материалов, мебели и других составляющих интерьера, вплоть до декоративных элементов. Такое сбалансированное «сотворчество» – оптимальный вариант, который даст интересный с художественной точки зрения и вполне приемлемый результат.
Как это ни парадоксально на первый взгляд, дизайн еще и экономит клиенту деньги. Любой человек способен самостоятельно справиться, к примеру, с поклейкой обоев. Но если есть желание сделать что-то более интересное («передвинуть» стенку или соединить помещения), то малейшая ошибка приводит к серьезным дополнительным затратам. Ведь перенести стену на бумаге – это 5 минут, а в реальности – 5-10 тысяч рублей. Также могут возникнуть переделки из-за различного рода несостыковок. Обращение к дизайнерам позволяет все эти отрицательные последствия предупредить. Опытные люди, которые не в первый раз сталкиваются с такого рода работой, все сделают за вас. Да и экономия времени клиента – та же экономия средств.
Голая прибыль
По некоторым оценкам аналитиков, деятельность дизайнеров и архитекторов, предоставляющих услуги по проектированию объектов жилой и общественной среды, обеспечивает две трети продаж строительных и отделочных материалов, мебели, оборудования и аксессуаров домашнего обихода. Для этого рынка характерна специфическая роль дизайнера как посредника между продавцом и клиентом, а также лица, которое определяет покупку конкретного товара.
Рынку услуг по дизайну интерьеров свойственна закрытость: заказчики часто передают исполнителя из рук в руки, а участники рынка не заинтересованы в профессиональном взаимодействии, так как это предполагает конкуренцию. Впрочем, крупных игроков это не касается: первая «десятка» конкурентов состоит в ровных отношениях, увлеченно обмениваясь опытом и информацией.
Дизайн – тот вид деятельности, где вариться в собственном соку смерти подобно. Поэтому специалисты активно посещают выставки, семинары, а также заинтересованно общаются с производителями, выясняя, что у них появилось новенького. Важным направлением развития рынка остается установление партнерских связей между дизайнерскими организациями и поставщиками строительных и отделочных материалов, а также с мастерскими по производству уникального интерьерного декора (текстиль, керамика, ковка, стекло и т.д.)
Развитие рынка дизайнерских услуг, естественно, напрямую связано с темпами строительства и тенденциями в этой сфере. Например, вот уже несколько лет строители увлеклись продажей «голых коробок» – квартир без стяжки полов и с неоштукатуренными стенами. У покупателя такого жилья вложения в ремонт составляют немалую величину. Доля подобных домов постоянно растет, а если учесть, что квартиры вторичного рынка тоже активно ремонтируются и в элитное жилье вкладываются суммы, сопоставимые с его ценой, то работы для дизайнеров интерьеров – непочатый край.
Местный колорит
Рязанские мастерские можно условно поделить на дизайнерские и архитектурные. Впрочем, крупные компании оказывают комплекс услуг по проектированию жизненного пространства: архитектурное проектирование, согласования перепланировок, полный дизайн интерьера, его декорирование, фитодизайн, ландшафтный дизайн, проектирование мебели и другие смежные услуги. «Как правило, комплексно заказывают загородные проекты, – подчеркивает Александр Баранов. – Это и понятно: любому хочется, чтобы всеми вопросами занимался один исполнитель».
В то же время на рынке намечается специализация. Даже у тех организаций, которые оказывают полный комплекс проектно-дизайнерских услуг, какое-то одно направление неизбежно становится приоритетным.
Количество компаний, работающих с частными и корпоративными клиентами в Рязани, по уверениям экспертов, никто не считал, а его обновление «свежей кровью» происходит перманентно. За клиента борются десяток крупных известных организаций и сотни других игроков, в том числе фрилансеры. Присутствуют на рынке также конторы, которые договариваются с таким «свободным художником» и заявляют в качестве дополнительной услуги дизайн интерьеров. Заказчик вполне может напороться и на такую интересную фирму, где сидит один человек и прозывается генеральным директором.
Число дизайнеров-одиночек на рынке достигает половины количества игроков. Зайти на рынок фрилансером, утверждают аналитики, стоит недорого. Ведь ему не нужны ни лицензия, ни дорогостоящее программное обеспечение, ни офис. Однако такому специалисту крупные клиенты никогда не доверят серьезный проект. Если компания имеет намерение на рынке закрепиться, то придется потратить не один миллион рублей.
Мнения экспертов
Михаил Кириченко, директор архитектурно-дизайнерской мастерской «Бюро добрых дел»
«В Рязани сложилась парадоксальная ситуация: на продажу выставлено огромное количество малоэтажных жилых домов с очень большой площадью, крайне неудачно спроектированных. Их никто не приобретает, потому что переделка обойдется в два раза дороже покупки».
Александр Баранов, директор студии дизайна «Делюкс»
«Среди частных клиентов на изменение спроса на дизайн интерьеров заметно влияет сезонный фактор. К примеру, количество заказов на работу с загородной недвижимостью вырастает в весеннее и летнее время на порядок».
Сергей Шанин, директор магазина «Шторы и карнизы»
«Узкая специализация нашей компании (карнизы, рулонные шторы, плиссе) дает возможность более глубоко изучить этот важный элемент декора. По опыту, крупные магазины не предоставляют покупателю широкого выбора, продавая простые распространенные модели стандартных размеров. Мы же, кроме ширпотреба, предлагаем оригинальные продукцию из разных стран. Нам, как специалистам, очень хорошо известно, какой огромный выбор моделей и спецификаций сейчас предлагают производители».
Олег Полукаров
Стиль жизни
Керамика на все времена
Облицовка керамической плиткой продолжает оставаться самым удобным и практичным способом оформления помещений. Это традиционная отделка ванной и кухни, и все более популярное включение плитки в интерьер спален или гостиных.
По наблюдениям рязанских экспертов, все больше и больше людей при отделке различных помещений отдают предпочтение именно керамической плитке. Это еще раз доказывает функциональность данного материала. «Керамическая плитка – это еще и экологичный материал, недаром в Европе ее используют так широко. При выборе необходимо ориентироваться на качество, имя производителя и, как ни странно, цену. Если вы хотите купить красивую плитку на века, то стоимость ее будет как минимум от 800 рублей за квадратный метр», – рассказывает директор магазина керамической плитки «Вернисаж» Ольга Павлова. По ее словам, хорошую керамическую плитку видно сразу. Это как российский и иностранный автомобиль – отличия видны даже дилетанту.
Выбор за вами
Тем не менее, при выборе плитки необходимо ориентироваться на конкретные параметры и характеристики. Сложность всему этому добавляет необъятный ассортимент, но и этот факт можно использовать в своих интересах.
Тем временем, эксперты рязанского рынка керамической плитки единогласно утверждают, что выбор плитки у потребителей обычно ограничивается собственным вкусом и финансовыми возможностями…
Кстати, по словам менеджера салона «Эстет» Елены Петренко, сегодня керамическую плитку заказывают и на всю квартиру, в том случае, если продуманы так называемые «теплые полы». «Особенно популярно укладывать плитку в гостиных и холлах», – рассказывает Елена Петренко.
Итак, ассортимент керамической плитки в Рязани огромный. Ее можно найти как в строительных гипермаркетах, так и в отдельных специализированных магазинах. Что касается последних, то там обычно представлены самые «сливки» керамической индустрии: коллекции керамики из Италии, Германии, Испании и Португалии. Однако даже в таких магазинах наблюдается ценовой разброс. «И испанская плитка бывает эконом-класса. Стоимость здесь снижается за счет нераскрученности бренда, небольшого ассортимента и минимальной толщины изделия (8 мм по ГОСТу)», – говорит Ольга Павлова.
Не секрет, что керамическая плитка – это материал не просто прочный, он имеет ряд различных технологических характеристик, таких как механическая прочность, устойчивость к истиранию, воздействию химических реагентов и атмосферным воздействиям, огнеупорность, морозостойкость, наконец, гигиеничность – на поверхности керамической плитки микробы долго жить не могут.
«Плиточные» нормативы
Технические характеристики и нормы для керамической плитки давно и подробно разрабатываются во многих странах мира. Существует несколько систем стандартов. Самые известные из них – стандарты DIN (Германия), UPEG (Франция), BS (Великобритания), ASTM-ANSI (США), UNI EN (Италия). Имеются также российские стандарты: ГОСТы №6887-90 (плитка для полов), №6141-91 (плитка для внутренней облицовки стен), №13996-93 (плитка керамическая фасадная). Но наибольшее распространение и авторитет получили нормы UNI EN, разработанные Европейской комиссией стандартизации (СЕN) в Италии. Эти нормы действительны во всех странах Европы и принявших их неевропейских странах. Стандарты UNI EN при этом не имеют силы закона: допускается реализация керамических изделий, не удовлетворяющих их требованиям. Однако качество такой плитки справедливо можно поставить под сомнение, поэтому при выборе все же стоит предпочесть продукцию, имеющую знак качества UNI. Важнейшей технической характеристикой керамической плитки, без сомнения, является ее износостойкость, или истираемость. Со стандартами износостойкости, разработанными для напольной плитки, следует ознакомиться подробнее. Согласно нормам UNI EN 154, в зависимости от назначения помещений и плотности движения в них, рекомендуется выбирать плитку соответствующего класса износостойкости. Всего выделяется 5 таких классов: I, II, III, IV и V. Плитку класса I следует применять в местах с небольшим движением, где не используется уличная обувь (обычно это ванные комнаты). Плитка второго класса предназначена для участков движения небольшой плотности. Она используется в квартирах, коттеджах, семейных домах – однако не для кухонь, прихожих, лестниц и балконов. Плиткой класса III можно отделывать полы в жилых помещениях, не имеющих непосредственного доступа с улицы, с движением средней интенсивности. Кафель IV класса может использоваться и для общественных зданий. И, наконец, плитка V класса истираемости пригодна для помещений с любой интенсивностью движения.
Говоря о свойствах керамической плитки, заметим, что не стоит путать понятия «техническая характеристика» и «качество», иначе вы неизбежно потратите деньги впустую. Ведь совершенно необязательно укладывать пол в ванной плиткой с повышенной морозоустойчивостью или высокой износостойкостью (классов IV или V). Ее место – в помещениях общественного назначения, торговых и выставочных залах. В жилом помещении, как правило, не нужна плитка выше III класса истираемости (если не считать прихожей).
Теперь, когда четко известно, какие свойства плитки необходимы именно в вашем случае, то перед окончательным выбором нужно обязательно проверить товар «на глаз и на ощупь». Керамическая глазурованная и неглазурованная поверхность должна быть идеально ровной и гладкой, без трещин, сколов, инородных включений, выпуклостей или вогнутостей. Это можно проверить, приложив две плитки «лицом» друг к другу. Края также должны быть ровными (проверяется аналогично). Скользкость плитки лучше всего проверить опытным путем: капнуть воды и попробовать на ощупь. Естественно, если вам нужна напольная плитка для жилого помещения (исключая пол в ванной), то потребуется плитка с более высоким сопротивлением к скольжению.
Мнения экспертов
Ольга Павлова, директор магазина керамической плитки «Вернисаж» «Сегодня керамическая плитка достаточно широко применяется в дизайне различных интерьеров. И это неспроста. Ведь главные ее преимущества – не только экологичность, практичность и красота, но и большие декоративные возможности. Если грамотно использовать керамическую плитку, возможно визуально увеличить любое помещение». Елена Петренко, менеджер салона «Эстет» «На покупке керамической плитки экономить особого смысла нет. Дело в том, что некачественный мат… Продолжение »