Официальный сайт бизнес- еженедельника "Деловая Неделя" www.dn62.ru

для тех, кто умеет зарабатывать и тратить

 

#08
В центре внимания

Чужая собственность покоя не дает

Законодатели решили прописать порядок отъема собственности у нерадивых владельцев «заводов, газет, пароходов». Законопроект «О возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников» внесен в Госдуму РФ и готовится к рассмотрению.

По мнению авторов инициатив, государство должно защищать всех граждан и работников предприятий от неэффективных хозяев и в принудительном порядке выкупать их собственность по рыночной цене. Попасть в разряд таких собственников не очень сложно: достаточно задолжать зарплату своим работникам или снизить ее на 10%, нарушить правила техники безопасности и охраны окружающей среды, начать процедуру банкротства или создать угрозу массовых увольнений на градообразующих предприятиях.

Российское бизнес-сообщество уверено, что в случае принятия законопроекта в стране начнется новый передел собственности. Правовые эксперты считают, что под видом заботы о неопределенном круге лиц скрывается крайне опасная и деструктивная позиция, подрывающая авторитет и стабильность государства. Юристы утверждают, что действующее законодательство обладает всеми нормами для того, чтобы решать вышеупомянутые вопросы в рамках корпоративных процедур.

Бизнес также сомневается, что при том уровне коррупции, который у нас сегодня существует, будет названа действительно рыночная цена предприятия. «Реальную стоимость компании можно определить только у тех, чьи акции торгуются на бирже, – отмечает управляющий директор, член генерального совета «Деловой России» Николай Остарков. – У других индикатора стоимости нет. Компанию можно оценить крайне дешево и наоборот – очень дорого, смотря в какую сторону нужно соблюсти интересы…»

Если понятие «неэффективного собственника» определено в законопроекте подробно и обстоятельно, то понятие «эффективный собственник» остается во власти свободной интерпретации. В законопроекте также не прописана процедура последующей передачи (продажи) национализированного предприятия новому собственнику, а это очень существенный момент (ведь речь, по-видимому, не идет об окончательной и бесповоротной национализации).

Авторы законопроекта попытались разрешить и одну из самых острых сегодняшних проблем, когда практически все жители моногорода остаются без средств к существованию. Но эта попытка явно неудачная, потому что в основу идеи легло ошибочное представление о том, что государство – эффективный предприниматель. А это далеко не так, что подтверждает печальная судьба многих ФГУПов.

Что еще предлагает законопроект? Например, нанятый собственником управленческий персонал решил сократить большое количество сотрудников, чтобы спасти предприятие от неминуемого банкротства. Согласно законопроекту, этого достаточно, чтобы попасть в неэффективные собственники и передать в собственность государства предприятие со всеми активами. Причем, инициировать такую процедуру могут многие, начиная от президента страны до местных органов самоуправления и членов профсоюза.

«Проект пытается поставить знак равенства между такими фундаментальными юридическими понятиями, как собственник и владелец. В большинстве случаев собственник предприятия не является управляющим предприятия и не может (да и не должен!) отвечать за ошибки управляющего, а именно это предлагает законопроект», – заявил генеральный директор юридическая фирмы «Рябинников и партнеры» Владимир Рябинников. Более того, как заметил эксперт, действие закона предлагается распространить и на иностранных инвесторов, а это, по его мнению, означает подорвать многолетнюю работу высшей политической власти по убеждению иностранного бизнес-сообщества в инвестиционной привлекательности России.


Олег Швейкин

 

 


Лицо с обложки

Трудолюбие, терпение и красота!


Президент Рязанской торгово-промышленной палаты Татьяна Гусева убеждена, что имен-но эти качества присущи всем российским женщинам и помогают им в предпринимательской деятельности, зачастую делая русских бизнес-дам намного успешнее, чем их коллеги сильного пола. Накануне самого главного весеннего праздника мы встретились с Татьяной Васильевной, чтобы поговорить о прекрасных представительницах рязанского бизнес-сообщества – членах Клуба деловых женщин, вот уже более десятка лет активно участвующих в жизни нашего города.

– Татьяна Васильевна, а кому вообще принадлежит инициатива создания в Рязани Клуба деловых женщин? Чем занимаются его представители, каковы его основные задачи?

– Инициатором создания Клуба деловых женщин стала Торгово-промышленная палата. Все начиналось лет 10 назад, когда собрались около 25 женщин-предпринимательниц, по-говорили и поняли, что есть немало социальных проблем, с которыми можно разобраться только вместе. И мы решили: нам нужен Клуб, чтобы эта работа была планомерной и цельной. Энергии у женщин всегда много, есть силы и желание быть полезными обществу. Составили план работы, где основными мероприятиями стали социально направленные проекты – начиная от автопробегов с посещением детских домов и исторических мест Рязанской области и заканчивая пропагандой здорового образа жизни. Наш Клуб стал организатором проведения в регионе конкурса «Люди года». Мы взяли на себя ответственность отмечать людей, которые запомнились своими делами, социальными мероприятия-ми, общественной работой. Это некоммерческий ежегодный конкурс, который проводится по различным номинациям.

Конечно, в последние годы по некоторым причинам мы стали реже проводить свои заседания и мероприятия, но все равно стараемся регулярно собираться вместе. Члены Клуба проводят презентации собственного бизнеса, обмениваются опытом. Практически у каждой побывали в гостях.

– Сколько женщин-предпринимателей сегодня являются членами Клуба, кто из них самые активные?

– Сейчас в Клубе порядка 45 активных участниц. Должна отметить, что членство в Клубе и участие в его мероприятиях – дело сугубо добровольное, если есть время и желание – приходите, мы всегда ждем вас и ваши идеи. Одними из самых инициативных изначально были и остаются одни и те же. Это генеральный директор предприятия «Синтал-RX» Ла-риса Бессмертная, генеральный директор ОАО «Тепличный комбинат «Солнечный» Александра Елисеева, директор Рязанского филиала Московского института экономики менеджмента и права Ирина Тихонова, заместитель президента Клуба, директор ООО «Центр здоровья» Лидия Крохотина, заместитель директора ООО «Политех» Cветлана Проскурина и многие другие. Есть в Клубе женщины, которые плюс ко всему возглавляют профессиональные сообщества. Например, директор ателье «Образ» Наталья Чиркова, которая сумела объединить руководителей предприятий легкой промышленности и швейного производства; Ольга Ситникова – председатель Рязанской палаты недвижимости, объединяющей риэлторские агентства города. Вообще, все члены Клуба – очень активные и творческие женщины, которые постоянно находятся в поиске чего-то нового.

– Каковы планы Клуба на ближайшее время?

– На текущий год мы запланировали несколько благотворительных акций, в числе которых – помощь Рыбновскому детскому дому и Михайловскому дому престарелых. Дети и пожилые люди больше всего нуждаются в нашей поддержке, и кто, как не женщины, имеющие собственный бизнес, могут понять, насколько это важно. Также в наших планах – проведение конкурса «Люди года»-2011. Продолжим проводить презентации бизнеса членов Клуба, организовывать различные культурно-досуговые мероприятия. Наметили и оздоровительные программы, в частности, планируем вместе посетить санатории «Старица» и «Солотча». Поедем и на экскурсии в Гусь-Хрустальный, Коломну, Михайлов. Думаю, что будет много не запланированного заранее.

– На ваш взгляд, отличается ли чем-то стратегия женщины-предпринимателя и мужчины-предпринимателя?

– Очень отличается, по множеству параметров. Женщины в плане стратегии не так сильно продвинуты, как мужчины, и не стремятся заглянуть вперед надолго. Они живут ближайшей перспективой – строят планы максимум на год-два вперед, а чаще всего – на месяц и даже на неделю. Они стараются строить реальные планы. Кроме того, у женщин повышенная социальная ответственность за людей. Чаще всего женщины, руководящие пред-приятием и коллективом сотрудников, относятся к ним, как к членам своей семьи. Муж-чины же более рациональны, расчетливы, мыслят далеко, и понятие ближайшей перспективы у многих вообще отсутствует. Женщина руководит в большей степени не умом, а душой и сердцем, она делает то, что ей понятно и близко. Заметьте, что в машиностроении, приборостроении работает очень мало представительниц слабого пола. Эти неодушевленные отрасли женщин интересуют в меньшей степени, чем те, где работа связана с людьми. Вот в культуре, легкой промышленности, здравоохранении, образовании, индустрии красоты, кулинарии вы всегда встретите много женщин-бизнесменов. Следует при-знать, что это преимущественно женские виды деятельности, в которых мужчины не являются нам конкурентами. Возможно, мужчины считают, что данные направления финансово не перспективны. Но это ошибочно. Просто женщины всем занимаются более творчески, с душой, поэтому им и удается преуспевать. Кстати, хочу подчеркнуть, что женщина идет в бизнес, в первую очередь, не для того, чтобы заработать, а чтобы реализовать себя. Ей нужно самоутверждение, необходима возможность заниматься любимым делом. А вот для мужчин на первом месте – заработок, на втором – самореализация, и только по-том – все остальное.

Даже на неудачи женщина и мужчина реагируют по-разному. Бизнес женщин закаляет, заставляет становиться сильнее, мужественнее. Мужчины не умеют держать удар так, как это свойственно нам. Они же обычно идут напролом, и если что-то не получается, нередко отступают и разочаровываются, отходят в сторону.

Женщины всегда найдут желательный вариант, поступят более гибко. В отличие от мужчин, они не могут позволить себе расслабиться и отступить. Им свойственно работать на износ и, как правило, у них даже хобби нет, только бизнес. А у мужчин много всего постороннего. Именно поэтому женский бизнес более перспективен и более устойчив. Женщина-предприниматель идет вверх по ступенькам, развиваясь, может быть, медленнее, чем мужчина, зато более стабильно.

– По вашим наблюдениям, удается ли женщинам сочетать занятие бизнесом с семейными делами?

– Семья – это как раз то, что заставляет женщин двигаться дальше. Мудрая женщина умеет сочетать все – и семью, и воспитание детей, и занятие бизнесом. Конечно, многое зависит от того, какой у женщины спутник жизни. Умные и понимающие мужчины во всем помогают своим женам. К сожалению, некоторые семьи рассыпаются из-за недопонимания друг друга, бывает и такое.

– Какие чисто женские качества необходимы женщине-предпринимателю и какие вам лично помогают в работе?

– Надо быть сильной, смелой, находчивой и гибкой. Очень важна женская интуиция, помноженная на четкий расчет и стратегию. У женщины тоньше психика, именно поэтому она лучше чувствует людей, и ей удается грамотнее собрать вокруг себя команду единомышленников. А это необходимо, чтобы бизнес был успешным. Отмечу еще и такие чисто женские качества, как терпение, старание, работоспособность и умение находить общий язык с коллегами, партнерами по бизнесу. Но иногда надо показать и когти, необходимо уметь постоять за себя. Нельзя показывать мужчинам, что ты слабая женщина, тебя про-сто не будут принимать всерьез.

– Кем вы мечтали стать в детстве? Что сбылось, что осталось нереализованным?

– В подростковом возрасте я увлеклась конькобежным спортом, начала профессионально заниматься, мечтала посвятить спорту свою жизнь. Но когда стала взрослеть, поняла, что для женщины большой спорт и семья – почти несовместимые понятия. Можно сказать, увидела большой спорт с изнанки, и мне не понравилась эта перспектива. Годам к 18-20 я была одной из сильнейших спортсменок, и мне прочили успешную спортивную карьеру. Занималась под руководством знаменитого тренера Бориса Андриановича Стенина вместе с выдающейся спортсменкой, олимпийской чемпионкой Татьяной Авериной. В то время ей было всего 28 лет, а жизнь в большом спорте уже заканчивалась. Она выработала свой ресурс спортсменки. Почести, слава, труд великий – это все до 30 лет. А что дальше? Я посмотрела на все это и подумала, что и после 30 лет хочу быть востребованной и успешной. Решила оставить спорт (хотя у меня уже тогда было высшее образование – физкуль-турный институт) и поступила в МГУ на факультет журналистики. Закончила экстерном журфак, вернулась в родной город, начала работать в редакции газеты «Рязанский комсомолец», в отделе, сферой деятельности которого были спорт, армия, правопорядок, милиция со всеми происшествиями, криминалом и другими проблемами. Затем была газета «Голос». 10 лет отработала в журналистике, пока не наступили «веселые» 90-е. Именно тогда поняла, что работа в СМИ становится абсолютно бесперспективной: время, когда пресса была по-настоящему «четвертой властью», с которой считались, которую уважали, окончилось, а работать в «желтых» газетах мне совершенно не нравилось. Поэтому стала искать себе дело по душе и вскоре начала заниматься созданием в Рязани торгово-промышленной палаты.

– Чем вы занимаетесь в свободное время, есть ли какие-то увлечения?

– У меня практически не бывает того, что вы называете свободным временем. В отпуске как таковом не была уже лет 18, наверное. Нельзя оставить дело, даже на неделю: постоянно отвлекают, надо с чем-то разобраться, что-то срочно решить, во что-то вникнуть… И так было все эти годы. Никогда не забуду, когда мой сын (сейчас ему уже 22 года) пришел из детского сада и спрашивает: «Мама, ты там «первая»? А почему тогда некоторые мамы в отпуске бывают две недели, а ты – никогда?». То есть ребенок не понимал, почему начальник – «первая» – не может уйти в отпуск. Я и отвечала, что если бы была вторая, то могла бы уйти в отпуск в любое время. Хочу отдать должное моим заместителям, руководителям отделов – они так же ответственно относятся к работе, тоже все время посвящают ей. Приходится даже «выгонять» их в отпуска.

– А когда же вы сами отдыхаете?

– Часто езжу в командировки, вот и отдыхаю в дороге, в машине, в гостинице.

– А кто у вас в семье главный?

– Я считаю, что у нас равноправие. Я дома – только женщина, и женские заботы – на мне. Очень ценю мнение мужа, он для меня опора и поддержка. Мы вместе уже 30 лет, и я его очень уважаю за то, что никогда «не глушил» мою инициативу, наоборот, всячески поддерживал и помогал. Конечно, изначально были и конфликты, потому что я всегда относилась ответственно к любой работе: если что-то делать, то только на профессиональном уровне. А такой подход требует времени. Какой муж потерпит, когда жена по 12-14 часов проводит на работе? Но со временем наши конфликты сами собой урегулировались, ведь он тоже много работает и не менее ответственно относится к своей работе.

– Романтике в вашей жизни места хватает?

– А что такое романтика? Сегодня мало чем можно удивить современную женщину, тем более, если в ее жизни все же главное – ее работа. Так что моя романтика связана сейчас только с внуком. Это моя вторая молодость.

– А какие цветы вы любите больше всего?

– Могу сказать точно: дежурные букеты из роз не очень люблю, хотя многие дарят розы. Мне больше нравятся полевые цветы, сирень, черемуха. Они как-то пробуждают к жизни, к весне.

– Какой подарок вы хотели бы получить на 8 Марта?

– Мечтаю о свободном времени, чтобы еще раз перечитать любимые книги. Раньше мне очень нравилось шить. Может быть, надо намекнуть детям, чтобы подарили мне новую швейную машинку… Была бы возможность возвращаться к женским делам: не все же время принимать сугубо мужские волевые решения. Конечно, я не совсем обычная женщина, с самого детства не умела жить по правилам. Хотя такое свойственно, наверное, не мне одной. Именно поэтому – из-за непредсказуемости женского характера – нас мужчины и уважают. Мы не умеем молчать, стремимся отстаивать свои позиции, высказывать мнение честно и открыто. И, наверное, в этом – главное достоинство женщин, которые занимают руководящие должности.

Беседовала Елена Княжская

 

 


Обзор рынка

Наше дело – правовое!

Рост числа игроков на рязанском рынке юридических агентств и адвокатов заставил некоторых из них специализироваться или начинать оказывать комплексные услуги. Главный актив юридических компаний и практикующих специалистов, – репутация. На этом рынке знают, прежде всего, конкретных специалистов, на именах которых и делается бизнес.

Стандартные услуги юридических компаний напрямую связаны с потребностями бизнеса. Прежде всего, это сопровождение судебных споров, общий и налоговый консалтинг, регистрация предприятий. Немаловажное место в пакете юридических услуг занимают: консультации в сфере инвестиционной деятельности, а также по смене вида разрешенного использования земельных участков, юридическое сопровождение коммерческих и некоммерческих проектов, сделок с недвижимостью (в том числе с землей) и т.д.

Новейшее время породило немало преобразований в сфере юриспруденции. К относительно новым услугам можно отнести оценку и управление рисками при ведении внешнеэкономической деятельности компаний, что позволяет избегать заключения рискованных сделок и сотрудничества с ненадежными партнерами.
В нынешнем году на рынок всерьез выйдет и такая новая услуга, как медиация. С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника». Речь в нем идет об альтернативном решении споров между сторонами с помощью специалистов – медиаторов.

В настоящее время на рязанском рынке такая услуга осуществляется непрофессиональными медиаторами. Директор компании «Центр правовой защиты ГАРСАМ» Самир Гараев рассказал «Деловой неделе», что их организация уже провела несколько процессов в таком качестве, а сам он сейчас проходит обучение в Москве, чтобы уже этой весной начать работать на профессиональной основе.

Перспективность такой юридической услуги очевидна. «Если мы идем в суд – это точка в отношениях и многоточие – в споре. Медиация – это точка в споре и многоточие в отношениях, – афористично поясняет Самир Гараев. – А что может быть важнее сохранения партнерских отношений и неразглашения конфиденциальной информации?»

Сложный прайс

Сегодня стоимость правовых услуг рассчитывается в большинстве случаев индивидуально, и фиксированные ставки могут существенно колебаться. Принятый на передовом Западе почасовой прайс в Рязани слабо распространен. Чаще оплата устанавливается за заранее оговоренный объем работы, например, за ведение дела в суде определенной инстанции.

Вообще, применять традиционные критерии «цена/качество» на рынке юридических услуг сложно даже самим юристам, поскольку типовых работ здесь в принципе не существует. Даже в такую массовую практику, как регистрация предприятия, специалисты включают различный объем мероприятий, ограничиваясь иногда лишь подготовкой уставных документов. Оценить качество сервиса также затруднительно, поскольку единых требований и нормативов нет, а любая оценка носит субъективный и зачастую спорный характер.

Лучше всего, советуют эксперты, обращаться в компании, для которых юридическая практика – это специализированный вид деятельности. Именно такой подход обеспечивает формирование глубокого профессионализма и ответственности. «Отношения между юристом и клиентом всегда носят доверительный характер, – раскрывает подоплеку директор юридического бюро «Ростань» Андрей Кузнецов. – Когда клиент доверяет юристу, его опыту, профессионализму, то заказчик готов заплатить даже больше, чем за такую же услугу в другой фирме».

Тьмы и тьмы
По мнению экспертов, сейчас на рязанском рынке трудится более 100 компаний, оказывающих юридические услуги. Количество частных практикующих юристов подсчитать не берется никто.

Работающие на рынке фирмы можно разделить на несколько категорий в зависимости от направления деятельности, штата персонала и некоторых других параметров. Прежде всего, это небольшие организации, где работают 1-3 штатных юриста. «Крупных компаний, то есть тех, где более десяти штатных юристов, в Рязани наберется с десяток, – полагает Андрей Кузнецов. – Значительную долю рязанского рынка занимают адвокаты».

Практически все юридические фирмы стараются работать, в основном, с юридическими лицами, а интересы граждан с частными вопросами (земельные и имущественные споры, оформление прав наследования и т.п.) обслуживают, преимущественно, адвокатские образования по месту жительства и юристы-частники.
Юрисконсульт консалтинговой компании «Авеню» Юлия Капусткина видит положение дел не столь однозначным. «По сути, каждая юридическая компания Рязани имеет одно-два направления юридических услуг, которые она определяет для себя ведущими, но при этом стремится овладеть опытом в различных сферах деятельности, – поясняет свою позицию наша собеседница. – Что же касается такого критерия, как количество сотрудников, то он находится в прямой зависимости от финансового состояния компании, и подчас в солидных компаниях, не имеющих значительной «финансовой подушки», наблюдается тенденция привлечения специалистов со стороны на договорных отношениях. Таким образом, целесообразнее подразделять участников нашего рынка на «старичков», которые уже зарекомендовали себя с той или иной стороны, и новичков».

По мнению участников рынка, не менее двух третей местных юридических компаний специализируются на оказании несложных юридических услуг – регистрации предприятий и обеспечении клиента различной разрешительной документацией. «Мне известно, что не все юридические организации, которые оказывают такие услуги, делают это квалифицированно, – с сожалением констатирует Андрей Кузнецов. – Некоторые единожды разработали «типовой» устав и вписывают туда только новые адреса и названия, все остальное у них стандартное. Когда люди, желающие зарегистрировать ООО, приходят в подобные юридические фирмы, в некоторых случаях им не предлагают выбрать один из нескольких возможных вариантов решения того или иного вопроса, который должен быть отражен в уставе. А сами граждане не знают, какие возможности им предоставляет закон».

Однако, несмотря на такое расслоение рынка, многие местные компании позиционируют себя как универсальные. Судите сами, могут ли оказывать абсолютно любые юридические услуги все игроки рязанского рынка.

 

Мнения экспертов

Юлия Капусткина, юрисконсульт консалтинговой компании «Авеню»
«На сегодняшний день высокая активность на рынке наблюдается в сфере экономических споров. Наиболее популярными являются вопросы, связанные с договорными отношениями, банкротством, возмещением убытков, разделом имущества, оспариванием результатов государственной кадастровой оценки, На мой взгляд, это связано в первую очередь с нестабильностью в коммерческой сфере, последствиями мирового экономического кризиса».

Марина Курзюкова, директор ООО «Агентство юридических и риэлторских услуг Балансъ»
«Наш центр оказывает помощь в оформлении наследства «под ключ», что означает предоставление всего комплекса услуг по оформлению наследственных прав, а также при необходимости представление интересов в суде».


Полный текст статьи читайте в печатной версии бизнес-еженедельника «Деловая неделя»

Олег Полукаров

 

 


Стиль жизни

Источник жизни на земле и… в офисе!

Спрос на чистую питьевую воду растет день от дня. А «добыть» ее можно лишь двумя способами: покупать качественную бутилированную воду или установить собственную систему очистки.


Известно, что чистая вода – основа не только правильного питания, но и здорового образа жизни в целом. Однако привычное кипячение уже давно перестало способствовать обеззараживанию и очищению воды. А мутный осадок на дне стакана внушает немало опасений. И они, к сожалению, небеспочвенны.
Подводный экскурс

По данным, полученным Издательским домом «Экстра Шанс» от руководителя Роспотребнадзора по Рязанской области Сергея Сафонкина, «в целом по городу 5,3% проб воды из водопроводной сети не отвечает гигиеническим требованиям по санитарно-химическим (органолептическим) показателям. Несоответствие качества питьевой воды по санитарно-химическим показателям (в основном, по содержанию железа и мутности) обусловлено высокой изношенностью водопроводных сетей, значительное загрязнение воды идет при транспортировке ее потребителю».

По словам специалистов, в целом по области неудовлетворительное качество питьевой воды связано с высоким уровнем общей минерализации (превышение нормы в 1,5 раза), жесткости (превышение до 1,5 раза), повышенным содержанием железа (превышение нормы в 9 раз) и фтора (превышение в два раза). Однако, подчеркнул Сергей Сафонкин, в ходе проведения гигиенического мониторинга, выраженного влияния содержания химических веществ в воде на состояние здоровья населения не отмечено. Тем не менее, известно, что при длительном употреблении внутрь воды с содержанием железа выше нормы увеличивается риск развития заболеваний печени, крови, желчного пузыря и желчевыводящих путей; аллергических реакций; нарушения репродуктивной функции.

В свою очередь, повышенное содержание фтора приводит к крапчатости эмали зубов, уменьшению содержания кальция и фосфора в костях, подавлению иммунной реактивности, поражению почек и печени.

Из рук в руки

Услуга по доставке питьевой воды появилась сравнительно недавно (несколько лет назад), но быстро получила широкое признание. Каждый современный офис считает своим долгом обеспечить сотрудников и клиентов чистой питьевой водой. Сегодня в Рязани работает порядка десятка компаний по доставке питьевой воды. По словам рязанских экспертов, выбирать фирму по доставке воды нужно по следующим критериям. Во-первых, имя компании должно быть на слуху. Во-вторых, хорошая репутация ей не повредит. В-третьих, доставка воды клиенту должна осуществляться оперативно. Этот критерий можно проверить лишь на практике. Также немаловажным фактором здесь является подходящая для вас ценовая политика, впрочем, цены на доставку бутилированной воды в Рязани примерно одинаковые.

Фильтруй с умом!

Хорошей альтернативой заказу бутилированной воды выступают различные фильтрационный системы. Сегодня на рынке можно найти фильтрующие емкости с двух- и даже трехступенчатой очисткой, а современные фильтры-картриджи и менять нужно не слишком часто, и цены на них доступны. Кроме того, можно установить проточную систему очистки воды.

Самый главный вопрос: как выбрать действительно надежный фильтр, который очистит воду грамотно? Ведь нам не нужна дистиллированная вода, из которой убраны не только ржавчина и песок, но и все минеральные соли, которые в разумных пропорциях просто необходимы человеческому организму.

В первую очередь, ориентируйтесь на репутацию фирмы-изготовителя фильтров и ее опыт работы на рынке, – советуют эксперты. Кроме того, внимательно изучите характеристики фильтров – какой сорбент там используется. В основном, производители фильтров в качестве сорбента используют уголь, обработанный серебром. Но некоторые в качестве дополнительного сорбента используют такой минерал, как цеолит. Вода, проходя через этот минерал, очищается от радионуклидов и тяжелых металлов, хлора и одновременно насыщается полезными веществами, которые содержатся в цеолите.

К использованию фильтров надо подходить грамотно и не забывать об их регулярной замене, ведь они тоже имеют свойство загрязняться. Обычно производители фильтров указывают срок использования картриджа на упаковке. Но ведь в разных районах города вода имеет разную степень загрязненности, и если в одном месте картридж можно использовать в течение 8 месяцев (речь о проточном фильтре), то в другом этот период сократится чуть ли не вдвое. Как правило, ответственный продавец фильтров выясняет у покупателя состояние воды в районе его проживания и рекомендует тот или иной вид фильтра.

 

Мнения экспертов

Михаил Жулидов, директор фирмы «Живая вода»
«Не секрет, что установкой любого оборудования должны заниматься профессионалы. Это касается и различных очистительных и фильтрационных приборов. Для того чтобы фильтр функционировал правильно, и вода действительно очищалась, необходим профессиональный подход как к установке, так и к сервисному обслуживанию».

Ольга Артемова, врач-консультант потребительского общества «Арго»
«Установка различных фильтрационных систем – сегодня неотъемлемый атрибут современной жизни. Ведь вода из крана непригодна для умывания и приготовления пищи, даже поливать цветы ею не рекомендуется. А выбор фильтров сегодня велик. Различаются они ценой и своими модификациями. Есть фильтры проточного типа, а есть кувшинного. Сегодня, кстати, очень популярно дарить фильтры на праздники».


Полный текст статьи читайте в печатной версии бизнес-еженедельника «Деловая неделя»

Светлана Бочарова

© businessweek62
Бесплатный хостинг uCoz