Официальный сайт бизнес- еженедельника "Деловая Неделя" www.dn62.ru

для тех, кто умеет зарабатывать и тратить

Лицо с обложки

Будущее – за универсальными операторами

Компания МТС провела модернизацию сети 3G в Рязанской области. Это позволило увеличить среднюю скорость мобильного интернета на треть, а пиковую – до 21,6 Мбит/с. О тенденциях на рынке телекоммуникаций и новых возможностях для рязанских предпринимателей, которые открывает очередной этап развития телеком-инфраструктуры региона, мы решили поговорить с коммерческим директором филиала МТС в Рязанской области Анной Хлевтовой.

 

– Анна Юрьевна, для чего МТС модернизирует сеть 3G в регионе? Она недавно построена, но уже устарела?

– Сегодня сотовым операторам важно соответствовать быстрорастущим требованиям клиентов к технологическим возможностям сети. Спрос на услуги передачи данных продолжает стремительно расти, как за счет увеличения проникновения смартфонов с поддержкой 3G, так и за счет развития контента. Если еще недавно большинство абонентов с мобильного телефона только просматривали почту и пользовались поисковиками, то сейчас все большую популярность набирают такие сервисы, как, например, «Мобильное ТВ» МТС и другие онлайн-услуги, требующие стабильно высокой скорости передачи данных. При этом 3G – это многоступенчатый стандарт, который развивается не за счет замены базовых станций, а за счет обновления программного обеспечения оборудования. Перевод базовых станций на IP-технологии позволил МТС в Рязани обеспечить максимальную скорость мобильного Интернета до 21,6 Мбит/с, при этом средняя скорость передачи данных в сети МТС в регионе сегодня составляет порядка 6-7 Мбит/с. С такими показателями мы можем быть уверены в том, что наши пользователи могут спокойно смотреть потоковое видео или пользоваться онлайн-играми со своих мобильных устройств.

– Недавно МТС получила лицензию на строительство сети 4G. Какой смысл так активно инвестировать и развивать «третье поколение»?

– Да, лицензия есть, мы готовимся к развертыванию сетей 4G в крупнейших городах страны. Но дело в том, что спрос на LTE в России пока невелик, это показали результаты первых запусков, и тут важно не столько объявить о старте, сколько правильно рассчитать силы и стратегию. Среди наших абонентов устройства LTE имеют единицы, их пока нет на рынке, а вот телефонами и модемами 3G пользуется уже каждый третий, и в этой ситуации мы считаем, что правильно развивать 3G, тем более что стандарт позволяет обеспечить скорости, сопоставимые с LTE – до 84 Мбит/c. Однако все оборудование, которое мы внедряем сейчас при строительстве сетей 3G, LTE-ready. Поэтому по мере роста спроса на услуги в сети LTE мы будем обеспечивать сетью четвертого поколения различные города: на первом этапе это будут города-миллионники, в Москве сеть запустим уже в ближайшие месяцы. На сроки запуска в конкретных городах также будет влиять наличие свободных частот и объем необходимой конверсии. В Рязани пока сосредоточимся на развитии сети наиболее востребованного стандарта 3G.

– С учетом стремительного роста популярности мобильных технологий, как вы думаете, скоро ли умрет проводная связь?

– Актуальная сейчас тема для обсуждений. Я считаю, что будущее – за универсальными операторами, которые найдут новые точки роста, используя совокупные возможности своих сетей, как мобильных, так и фиксированных. Пользователю всегда удобнее, когда один оператор обеспечивает услуги связи везде, где ему это необходимо, и для всех его устройств – телефона, планшета, домашнего компьютера и телевизора. Задача оператора здесь – предоставить клиенту связь через оптимальную технологию. Например, если говорить о доступе в Интернет, то в офисе – это фиксированный Интернет, в дороге – мобильный, дома – WiFi-сеть для всех устройств. Аналогичная ситуация с телевидением: дома – кабельное, в любой точке, где есть сотовая сеть, – мобильное ТВ. Это будущее МТС как конвергентного оператора, развивающего в России и мобильные, и фиксированные сети. И мы уже успешно реализуем эту стратегию.

– Развитие фиксированных услуг выглядит логичным шагом – количество абонентов сотовой связи в стране уже перевалило через отметку в 155%. Но все же остались ли еще перспективные ниши на рынке мобильных услуг?

– Безусловно, рынок мобильных услуг не остановился в развитии. Новую жизнь в отрасль вдохнули дополнительные услуги и технологии передачи данных, например, рынок M2M (machine to machine), когда общаются не люди, а устройства. Все просто, и главное – не требует от пользователя практически никаких затрат: трафик общения между устройствами – минимальный, обойдется всего лишь в несколько десятков рублей в месяц. Принцип действия технологии предельно прост: sim-карта устанавливается в устройство, за состоянием которого планирует следить клиент, – это может быть автомобиль, банкомат, датчик расхода электроэнергии, да практически что угодно, – информация от устройства по каналам связи МТС в автоматическом режиме передается непосредственно к клиенту, в его собственный центр обработки данных. За последний год количество корпоративных клиентов в Рязани, которые внедрили М2М-решения в свой бизнес, увеличилось более чем на 30%.

– Что в итоге получает бизнес в обмен на инновацию от МТС?

– Повышение эффективности. Обычно стандартный набор оптимизирующих инструментов воздействует или на увеличение прибыли, или на сокращение затрат. Телеком-инновации позволяют улучшить показатели по двум этим направлениям сразу. Например, внедрение систем спутникового мониторинга транспорта на базе M2M-решений МТС позволяет одновременно и уменьшить время простоя техники, и снизить расход топлива. Результат – повышение эффективности и сокращение затрат клиента в среднем на 20-25%.

– Кто сейчас основные потребители M2M-решений?

– Во-первых, это владельцы банкоматов, терминалов оплаты и различных программно-аппаратных комплексов. Во-вторых, это приложения для счетчиков воды и электроэнергии – как индивидуальных, так и установленных на магистральных линиях. И, в-третьих, M2M-решения используются в системах мониторинга, сочетая в себе функции мобильного позиционирования и спутниковой навигации. Это основные на данный момент направления, но, естественно, не все. Среди корпоративных клиентов, которые внедрили М2М-решения – Почта России, Прио-Внешторгбанк, Межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), РОСНО, М2М Телематика и др. Уверяю, это направление остается для нас приоритетным, мы будем его развивать.

 

 

В центре внимания

На поддержку МСБ – почти 70 миллиардов

Минфин опубликовал «Основные направления бюджетной политики на 2013-2015 годы». В документе даны выкладки по всем приоритетным направлениям. Среди них есть и меры поддержки малого бизнеса и российской промышленности.

На развитие малого и среднего бизнеса регионам планируют выделить из федерального бюджета 67,8 млрд. рублей субсидий. Упор Минфин предполагает сделать на то, чтобы обеспечить доступ к финансовым ресурсам малых и средних компаний, которые являются лидерами модернизации экономики, говорится в документе. В ведомстве намерены субсидировать им расходы по лизингу оборудования, расходы по инновационным проектам. Не забудут, впрочем, и об инфраструктуре – часть средств пойдет на создание микрофинансовых центров, фондов прямых инвестиций и специальных бизнес-инкубаторов. Все эти меры «будут способствовать дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства и формированию отраслевой структуры, соответствующей задачам инновационного развития российской экономики», подчеркивают в Минфине.

Также на ближайшую трехлетку Минфином предусмотрено выделение средств для реализации инвестиционных проектов на принципах частно-государственного партнерства. На эти цели «в федеральном бюджете в 2013 году планируется направить 18,3 млрд. рублей, в 2014 году – 14,5 млрд. рулей, в 2015 году – 13,6 млрд. рублей», – говорится в документе.

«Господдержка малого и среднего бизнеса – мера неплохая, но, скорее, вспомогательная, и одной только бюджетной политикой развитие «малышей» не ограничивается, – комментирует эту часть основных направлений бюджетной политики директор Центра развития НИУ «Высшая школа экономики» Наталья Акиндинова. – Субсидии сработают, если параллельно с ними вести работу над избавлением предпринимателей от административных барьеров и чиновничьего произвола. Важно не только финансирование, но еще и мотивация людей. Кроме того, настоящая инновационная деятельность обязательно должна внедрять в производство передовые технологии и создавать новые рабочие места.

Что касается частно-государственного партнерства, то и в сфере подобных проектов первичен инвестиционный климат. Эффективного сотрудничества между государством и бизнесом не получится без взаимного доверия. Да и господдержка инвестиционных проектов сработает, только если будет способствовать привлечению частных инвестиций в инфраструктуру».

Усилится в ближайшее время влияние бизнеса и в госкомпаниях. В 2013-2015 годах Минфин собирается заработать на приватизации 1,24 трлн. рублей. Напомним, что уже в 2012-2013 годах правительство передаст в частные руки доли акций ряда госкомпаний.

По плану приватизации в ближайшей перспективе из госсобственности уйдут, например, 7,58% минус одна акция Сбербанка и 25,5% минус одна акция ВТБ. Приватизируют также 25% минус одну акцию РЖД, 50% минус одну акцию «Совкомфлота», 10% ценных бумаг «Роснано» и 49,9% минус одну акцию «Росагролизинга». А «Объединенная зерновая компания» (ОЗК) полностью выйдет из госсобственности.

«Плюс приватизации госсобственности – в повышении эффективности работы компаний, – считает финансовый аналитик Сергей Суверов. – Но, думаю, приватизацию проводить рановато. Акции многих компаний сейчас стоят не так много из-за кризисных явлений. То же сейчас происходит во всем мире. Возможно, через несколько лет акции компаний с госучастием удалось бы продать подороже».

Наталья Акиндинова с этим мнением не согласилась. «Для продажи ценных бумаг госкомпаний нефтегазового и финансового сектора сейчас очень неплохая конъюнктура», – полагает она. Цены на нефть достаточно высоки, да и устойчивость российской экономики довольно большая, продолжает эксперт. «Главное – обеспечить покупателям ценных бумаг институциональные гарантии по защите их прав. В конечном счете, это позволит привлечь еще больше денег в бюджет от приватизации», – уверена Акиндинова.

Не забыли в Минфине и об отечественном автопроме. На его поддержку в ближайшие три года по планам ведомства пойдет 19,8 млрд. рублей. «В 2013 году продолжится выделение субсидий автопроизводителям, реализующим инвестиционные и инновационные проекты, направленные на модернизацию основных фондов предприятий отрасли, повышение конкурентоспособности продукции автомобилестроения на внутреннем рынке», – отмечается в документе.

Обзор рынка

Попутчики строителей

Древесина служит исходным сырьем для выработки более 20 тысяч продуктов и изделий. Столь богатый ассортимент и, соответственно, такой емкий рынок привлекал предпринимателей во все времена. До сих пор свою нишу на нем может найти каждый.

Деревообработка – понятие очень широкое. Упрощенно говоря, к этой сфере принято относить производство любых изделий из дерева. Основные традиционные сегменты на этом рынке таковы: первый – окна классические (распашные) и евроокна; второй – деревянные двери из массива и шпона. Различают двери из сосны и из ценных пород древесины (дуб, ясень, вишня, клен и т.д.). Продукция может производиться серийно или под заказ. В Рязани начитывается 5-6 предприятий, работающих по индивидуальным заказам. К таким организациям, в частности, относятся ИП Данковский и компания «Оконный центр», занимающие этот сегмент рынка 12-15 лет. «Наша продукция хорошо востребована, хотя и не дешевая, – подчеркивает Анатолий Данковский. – Иногда у потребителей просто выхода нет: при ошибках в проектировании здания стандартную продукцию в заданные размеры никак не вписать».

Основной конкурент первых двух сегментов – пластиковые окна и ламинированные двери. «Да, эти материалы дешевы, иногда красивы, но они не природные, и поэтому, наверное, чужды нашей среде обитания, особенно для жилых помещений», – считает директор ООО «Оконный центр» Михаил Байзер.

Погонные метры

Значительную долю рынка деревообработки занимают погонажные изделия: доска пола, вагонка, мебельные щиты, террасная доска и т.п. Этот третий сегмент пока не охвачен многими игроками местного рынка. Или уже… Марина Короткова, генеральный директор ООО «Стар-Строй», которое занимается переработкой круглого леса, отмечает, что раньше компания делала погонаж, но за неимением профессиональных кадров от этого направления отказалась: «Вот уже два года мы не можем найти специалистов по погонажу. Кадры – это одна из труднейших проблем на нашем рынке».

Самая большая доля рязанского рынка – более 50% – приходится на производство пиломатериалов. «Судя по опыту нашей компании, хорошо реализуется обрезной и необрезной пиломатериал, – продолжает наша собеседница. – Конечно, большей популярностью пользуется обрезной, который применяется для отделочных и внутренних работ. Тем не менее, рынок растет и развивается – за последнее десятилетие появились новые материалы. К ним можно отнести, например, панельные дома, блоки и т.д.»

В лесопильном производстве в Рязани преобладает выпуск обезличенных пиломатериалов, то есть тех, которые поступают на рынок без учета требований, обусловленных их дальнейшим применением. Такие материалы используются крайне нерационально. Пиломатериалы специального назначения – это, прежде всего, конструкционные пиломатериалы, прошедшие сортировку по прочности и качеству, причем их типоразмеры определяются заказчиком. Сюда же можно отнести пиломатериалы, используемые в качестве заготовок для производства оконных и дверных блоков, поддонов и т.д. Такая продукция постоянно востребована, особенно в связи с развитием малоэтажного домостроения. Генеральный директор производственной компании «Эколеспром» Алексей Лелекин подчеркивает, что заметный спрос на рынке деревообработки растет как раз на комплектующие для малоэтажного строительства.

Зарубежный опыт показал, что максимальную долю специализированной пилопродукции в общем объеме производства могут обеспечить только сравнительно крупные предприятия, оснащенные современной высокопроизводительной техникой. Тем не менее, малые и средние лесопильные производства имеют полное право на существование. Они обладают достаточной гибкостью и при правильном подборе основного оборудования легко находят свои ниши на местном рынке.

Подгоревший рынок

«Спрос на деревянные изделия, и в первую очередь на окна, растет, хотя и очень медленно, – отмечает Михаил Байзер. – Главным тормозом роста рынка является высокая цена на качественный лес и комплектующие из Европы. Сейчас только безупречное качество и хорошие рекомендации позволяют игрокам уверенно держаться на рынке. Основной клиент в нашем сегменте – частник, потому что руководители организаций предпочитают пластиковые окна и дешевые ламинированные двери».

В компании «Стар-Строй» соотношение заказчиков также в пользу физических лиц – 60:40. Основной клиент «Эколеспрома» – оптовики и застройщики, а доля частников не превышает 20%.

Спрос на продукцию «обработки древесины и производства изделий из дерева» растет, естественно, за счет темпов строительства жилья. Впрочем, прямая зависимость прослеживается далеко не всегда. Так, Алексей Лелекин обращает внимание на то, что «цена на продукцию увеличивается, несмотря на то, что спрос на стройматериалы в этом году в лучшем случае находится на уровне прошлого года. А вот в 2011 году наш прогноз роста рынка малоэтажного строительства на 20% относительно 2010-го оправдался. В этом году мы ожидали аналогичного роста, но его не произошло. Нынешним летом обычного летнего всплеска спроса не случилось. По нашим данным, количество площадок и домов малоэтажного строительства, которые сдаются в этом году, значительно уменьшилось. Кроме того, многие фирмы – застройщики малоэтажных коттеджей в Подмосковье – почувствовали серьезное падение производства, ориентировочно на 30%. В следующем году на рынке возможна реализация фактора отложенного спроса, но это лишь из разряда предположений».

В свою очередь, Анатолий Данковский утверждает, что после 2010 года стало больше частных заказов: «Так, все реже к нам обращаются партнеры из ресторанного бизнеса. Раньше мы много на Москву работали – делали барные стойки, столы, стулья и прочее. Да и в Рязани такие заказы были не редкость».

Важнейшей тенденцией рязанского рынка деревообработки Михаил Байзер считает переход на привозное сырье (лесные пожары 2010 года сильно подкосили местную сырьевую базу): «Хотя спрос на дерево приближается к докризисному уровню не только в Рязани, но и в стране в целом, однако цены на лес растут, что заметно тормозит развитие рынка. Нужно помнить, что лес относится к долговосполнимым природным ресурсам».

«Качественного сырья в средней полосе после пожаров стало значительно меньше, – подтверждает Марина Короткова. – Везти дерево с Севера очень дорого, это значительно увеличивает цену конечного продукта. Потребитель не готов платить такие деньги, особенно если брать жителей сельских поселений. В Криуше, Белоомуте, Сельцах – в основном, один горельник, который практически непригоден для деревообработки. Ни о каких прибылях и, соответственно, ни о каком развитии в этом случае речь не идет».

 В поисках выхода из сложившейся ситуации отдельные игроки либо мигрируют в более дешевый сегмент рынка деревообработки, либо диверсифицируют бизнес.

 Мнения экспертов

Алексей Лелекин, генеральный директор производственной компании «Эколеспром»

«Войти на погонажный рынок несложно – достаточно купить токарный станок. Вот только без качественного сушильного комплекса невозможно дать качественную продукцию».

Михаил Байзер, директор ООО «Оконный центр»

«На рязанском рынке деревообработки наблюдается укрупнение имеющихся производств, потому что небольшим фирмам все труднее соответствовать запросам клиентов по качеству и гарантийным обязательствам». 

Анатолий Данковский, индивидуальный предприниматель

«Крайне важно постоянно обновлять парк оборудования деревообработки, используя лучшие бренды, чтобы повышалась производительность труда работников и улучшалось качество продукции».

Федеральный грант на развитие малого бизнеса в Рязанской области

24 июля врио губернатора Олег Ковалев провел очередное заседание правительства Рязанской области. Были внесены изменения в программу приватизации государственного имущества на 2012-2014 годы. В соответствии с ними в программу дополнительно включены 13 нежилых объектов Рязанской области, которые в настоящее время государственными учреждениями не эксплуатируются, сообщил сайт правительства области.

На заседании также утвержден порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего бизнеса – победителям конкурса «Поддержка муниципальных программ развития малого и среднего бизнеса». Общий объем субсидий составил 10 млн. рублей, которые будут направлены в Скопин, Касимов, Сасово и Рязань. По словам регионального министра экономического развития и торговли Олега Булекова, вслед за перечислением муниципалитетам этих средств начнется процедура распределения 40 млн. рублей – средств, который Рязанская область получит на дальнейшую поддержку муниципальных программ развития малого и среднего бизнеса.

В рамках повестки дня члены правительства заслушали и утвердили изменения в региональную программу развития въездного и внутреннего туризма, в соответствии с которой в районе поселка Поляны создается рекреационный кластер «Рязанский». Принято решение о выделении Полянскому сельскому поселению субсидий для строительства очистных сооружений для обеспечения функционирования объектов кластера. По словам председателя комитета по культуре и туризму Рязанской области Елены Царевой, первую очередь сооружений инвесторы планируют сдать в сентябре текущего года. Олег Ковалев подчеркнул необходимость жесткого контроля за расходованием средств, а также качеством строительства очистных сооружений.

 

 

Предприниматели проявили государственное понимание

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области сообщает о завершении сбора отчетов всероссийской переписи бизнеса. Она проходила в два этапа и состояла из сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и выборочного наблюдения за затратами хозяйствующих субъектов на производство и реализацию продукции.

Среди респондентов выборочного наблюдения, представивших отчеты в Рязаньстат, 29% составили индивидуальные предприниматели, 27% – малые предприятия, 21% – крупные и средние организации, 15% – бюджетные организации и 8% – некоммерческие областные организации.

Активное участие в выборочном наблюдении приняли около 1000 индивидуальных предпринимателей и более 800 малых организаций – юридических лиц Рязанской области. Хочется отметить ответственное и профессиональное отношение малого бизнеса к этому государственному мероприятию: к 24 апреля в Рязаньстат представили отчеты 99% малых предприятий и 96% индивидуальных предпринимателей.

Рязаньстат выражает благодарность предпринимателям и руководителям малых предприятий, своевременно предоставившим информацию в органы статистики. Благодаря сведениям, предоставленным ими в рамках выборочного наблюдения, портрет малого бизнеса, его роль и влияние на экономику региона и страны в целом станет более полным и достоверным. В свою очередь, это послужит повышению эффективности деятельности органов власти и местного самоуправления в сфере поддержки и развития предпринимательства.

© businessweek62
Бесплатный хостинг uCoz